Степанос-Тарсаич (1324 — 1331)

Степанос-Тарсаич — внук князя князей Сюника Тарсаича Орбеляна и Мина Хатуны, сын неродного по матери брата историка Степаноса — Джалала и княгини Гонцы. Точной даты его рождения нам установить не удалось, однако известно, что при крещении ему было дано имя Тарсаич, а после принятия духовного сана — Степанос. Из отрывочных сведений памятных записей выясняется, что он учился в Гладзорском университете, слушал Есаи Нчеци, вардапета Саргиса и других преподавателей.

В изложенных в 1314 — 1331 гг. памятных записях рукописей отмечается, что Степанос-Тарсаич был способным человеком, в молодые годы рукополагался архиепископом и «главой двенадцати областей» Сюника. Заслуживает внимания и тот факт, что в одно и то же время во главе сюникской епархии были два представителя правящих Орбелянов — Ованнес Орбел и Степанос-Тарсаич. Это обстоятельство, скорее, объясняется тем, что после смерти атабека Тарсаича между его сыновьями возникли распри из-за раздела наследственного имущества и угодий.

Княгиня Мина Хатун, вторая жена Тарсаича, стремилась провозгласить великим князем Сюника своего единственного сына — Джалала, хотя и не сомневалась, что ильхан никогда не утвердит на эту высокую должность внука восставшего против монгольского владычества могучего князя Хасан-Джалала. Однако Мине Хатун удалось облачить своего внука в монашескую мантию и подготовить его к высокой степени архиепископа 12-ти гаваров Сюника.

Дошедшее до нас первое упоминание о Степаносе-Тарсаиче относится к 1314 году, в котором говорится о его материальной помощи Гладзорскому университету. Мхитар Ерзнкаци в составленной в Гладзоре памятной записи после Есаи Нчеци упоминает:

Также великородного сочувствующего Предводителя Тарсаича, Опору нашу во всех делах добрых И помогающего своей области, Да помяните по достоинству С родителями, братьями его благословенными...

О Степаносе-Тарсаиче похвально отзывается Павгос Киликеци. Из написанной им в 1314 г. памятной записи известно, что он, получив свое начальное образование у рабунапета Саргиса, а позже, изучив философию в Гладзорском университете, очень скоро стал дьяком, священником, а вскоре получил посохи вардапета и епископа. Павгос Киликеци называет Степаноса-Тарсаича «родовитым, княжеподобным юношей», являвшемся «по отцу из древнего рода и отпрыском Орбелянов», а по матери — из «рода великого амирспасалара Закарии». Далее писец продолжает восхвалять своего мецената-заказчика и его сородичей — братьев «Шахиншаха, Эликума и Агбугу», «амира Буртела и Бугду», его родительницу — «великочтимую госпожу Гонцу», являющихся «правителями и хозяевами области Сисакан...», а также отца Степаноса-Тарсаича, «великого князя князей, преставившегося ко Христу господина Джалала» и сестер отца — Аспу и Мамкан, бабушку Мина Хатун. Павгос Киликеци, по понятным причинам, без лишних эпитетов упоминает историка Степаноса Орбеляна и других. Писец представляет Степаноса-Тарсаича как «блаженного учителя, воспитателя и кормильца», который с «детских лет до возмужания с большим трудом и усердием» обучался светским и священным наукам. "Степанос-Тарсаич и Ованнес Орбел упоминаются вместе как духовные вожди в памятной записи евангелия, переписанного в 1323 г. рукой Есаи Нчеци. Здесь великий учитель в числе других просит также помянуть «достойного архиепископа сей (т.е. Сюникской) области» сородича его (Буртела Великого) и «величавого среди ученых владыку Ованнеса по прозвищу Орбел — митрополита и епископа двенадцати областей Сюника» отличавшегося «своей мудростью и православием». Есаи Нчеци называет Ованнеса Орбела и Степаноса-Тарсаича «любимыми сыновьями». Последний, «с отроческих лет, получив степень архиепископа», стал одним из предводителей сюникской епархии. Есаи специально отмечает: «Мы неоднократно были свидетелями и наслаждались их милосердием и заботой». Из приведенной памятной записи следует:

1. Ованнес Орбел и Степанос-Тарсаич учились в Гладзорском университете у Есаи Нчеци.

2. В 1323 г. митрополитом Сюника был Ованнес Орбел, а Степанос-Тарсаич, будучи еще молодым, занимал высокую должность архиепископа области.

3. Гладзорскому университету покровительствовали и оказывали материальную помощь упомянутые духовные лица из дома Орбелянов.

Оба сородича упомянуты вместе в рукописях известного Кюриона в 1321 г.338 Один из искусных писцов исследуемого времени философ Торос в 1331 г. в должности митрополита упоминает только Степаноса-Тарсаича, назвав его «всесветным просветителем». Такая характеристика, видимо, была обусловлена тем, что питомец Есаи Нчеци уже был избран «главой архиепископского престола Сюника — Татева, Нораванка и Цахац кара, предводителем двенадцати областей...». Писец называет его «могучим и мудрым ученым». Далее сам Степанос-Тарсаич продолжает: «...Итак, я, покорный, жалкий и несчастный Степанос, молю сонм преосвященных и встретивших сие вселенское евангелие помянуть миловидного (и) солнцеподобного брата моего господина Шахиншаха... родителей моих — отца Джалала и мать мою благословенную Гонцу, и просить долголетия моим двум братьям — Эликуму и Агбугу. Дошла до нас печальная весть в праздник Пасхи. (В лето) 780 (1331)».

Видимо, это последнее сведение о Степаносе-Тарсаиче, поскольку работающий в Верхнем Нораванке Кюрион в 1333 г. больше не упоминает имен епископов из фамилии Орбелянов. По всей вероятности, в указанном году Степанос-Тарсаич скончался и его место занял настоятель монастыря Верхний Нораванк владыка Саргис.

С глубоким уважением отзывается о своем преемнике Степанос-Тарсаич. В памятной записи евангелия, подаренного им Саргису, читаем такие строки: Велел написать (евангелие) я, недостойный Тарсаич, покорный и негодный, С безграничной любовью души, —  Преподнес я безвозмездно Моему владыке Саргису — святому, величайшему, Чистой святейшей душе....

Этот богатый представитель духовенства не раз оказывал материальную помощь религиозно-просветительным очагам Сюника. В 1326 году прибыв в Воротнаванк, Степанос-Тарсаич в административном порядке разрешил ряд хозяйственных вопросов, связанных с рентабельными заведениями указанной монастырской братии. С целью содержания монастырских гостиных дворов он четко определил постоянные источники дохода, которыми должен был распоряжаться настоятель братии через так называемых «инспекторов по приему гостей».

В Воротнаванке он обнародовал специальную грамоту, копию которой повелел высечь на стенах церкви св. Карапета: «В лето 775 (1326). Волею Божьей я, владыка Степанос

Орбелян, сын Джалала, архиепископ дома Сисакан, прибыв в наш родной дом, в монастырь Вагадина, увидел гостиный двор, построенный отцом Саргисом для долголетия господина Буртела и детей его — Бешкена, Иванэ и в память о себе. Воля моя была участвовать в их пожертвованиях и предоставил (монастырю деревни) Вагадин, Хчахор, Гомер и Кюреги ван, освобождая от всех налогов, поскольку раньше (им) был выделен приход, и мы со своей стороны оставили для нужд пандока (гостиного двора) и взимаемую нами десятину. Итак, отныне никто из предводителей или же иных правителей не имеет права отнять у святой обители пожертвованное нами или расторгнуть (наше решение) ...».

В заключение следует отметить, что Степанос-Тарсаич в годы своего правления должное внимание обращал на строительные работы. Им было построено одно из оригинальных архитектурных сооружений Вайоц дзора — Ехегисский «Храм воинов» («Войсковая церковь»), имеющий уникальную композицию, «не встречающуюся ни до, ни после него». На восточной стене храма сохранилось упоминание о его строителе-ктиторе: «Я, владыка Степанос, сын Джалала, внук великого Тарсаича, соорудил с основания церковь во имя Святой Богородицы».

Как было отмечено, после смерти Степаноса-Тарсаича епархию возглавил один из знаменитых священнослужителей Сюника — Саргис, названный гладзорским миниатюристом Авагом «великим и счастливым митрополитом и главой сюникской области». Источники сообщают, что владыка Саргис происходил «из рода славных князей»: отцом его был Хасан, матерью — княгиня Вахах, братом — «благородный» и «храбрый» Иванэ, «амир и начальник земли Воротан». В памятной записи «Манрусмунка» (произведение музыкального характера. — Г. Г.) владыка Саргис просит упомянуть также племянника своего Ованнеса, вероятно, Ованнеса Воротнеци.

Г.М. Григорян. Очерки истории Сюника IX-XV вв. Ереван, 1990

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!