С переменой геополитической ситуации, на пороге XVIII века и далее в армянской реальности, ход освободительной борьбы был обусловлен политикой освобождения от ига завоевателей и восстановления армянского государства, полагаясь на собственные силы и при поддержке извне, со стороны христианских стран. С целью претворения в жизнь идеи армянского освободительного движения, в 1677 г. в Св. Эчмиадзине было созвано тайное совещание во главе с Католикосом Всех Армян Акобом IV Джугаеци. Среди участников совещания были духовные лица, миряне из Еревана и других городов, а также армянские мелики Сюника и Арцаха. На совещании было принято решение об отправке в Европу тайной делегации во главе с Католикосом Всех Армян Акобом Джугаеци с целью прошения помощи у Папы Римского и глав других христианских стран. До отправления Католикос Акоб Джугаеци встретился с Гандзасарским католикосом и другими представителями духовенства.
В 1679 г. делегация во главе с Католикосом Акобом Джугаеци прибыла в Константинополь, где, к сожалению, он скончался (1680 г.), так и не завершив начатое дело. Разногласия между Симоном и Еремией не прекращались. Католикос Всех Армян Егиазар I Айнтапци (1681—1691) посетил Гандзасар, а затем своим указом побуждал народ не принимать Симона и считать правомочным только Еремию (1676—1700). Один из участников делегации, сын одного из меликов Сюника — Исраэл Ори — отправился в Европу с надеждой на помощь иностранных государств в освободительной борьбе. Весной 1699 г. Ори вернулся в Армению, имея при себе письма курфюрста Рейнского Пфальца Иоанна-Вилгельма. В своих письмах курфюрст заверял, что он “во имя христианского благочестия и человеколюбия” сделает все для страдающей Армении. В письме упоминались католикосы Св. Эчмиадзина и Капана (имеется в виду католикос Гандзасара, согласно Ашоту Иоаннисяну). В поселке Ангехакот (Сисиан, область Сюник) Ори созвал тайное совещание, в котором участвовали десять меликов-князей Сюника. 8 апреля 1699 г. Ори и шестеро князей отправились в Гандзасар к католикосу Еремии, где состоялось тайное совещание. В совещании принимали участие еще четыре архиепископа. Один лишь намек признания верховенства Папы Римского, т. е. Католической Церкви, стал главной причиной провала миссии Ори в Гандзасаре.
Ори и избранный ему в помощники вардапет Минас Тигранян, член братии арцахского монастыря Св. Акоб, по поручению участников Ангехакотского совещания отправились в Европу. Однако, еще в январе 1699 г., заключив мир с турками, Австрия и ее союзники перенесли свои военные силы с восточного фронта на западный — против Франции и ее союзников, что коренным образом изменило ситуацию во вред армянства, ожидавшего свое освобождение от чужеземного ига. Надежда на освобождение при внешней поддержке зиждилась на зыбкой основе.
Следующий этап деятельности Ори связан с Россией. Прибыв в Россию в 1701 г., Ори представил царю Петру I Великому (1682—1725) свою программу освобождения Армении, о чем в следующем веке выдающийся армянский писатель Раффи писал: “…Ори сообщал, что с целью продвижения дела освобождения своей родины армяне держали наготове 17 тысяч воинов в Шамахе, 60 тысяч — в Карабахе, а из 17 персидских областей Армении можно собрать более 100 тыс. человек. Как человек, хорошо знающий Восток, Ори показал императору карту Армении, ознакомил его с древней историей Армении и ее царями и объяснил все те выгоды, которые император мог бы получить, если бы взял Армению под свое покровительство”.
Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009