В последние 2 года заметно усилилось внимание СМИ Армении и Диаспоры к проблеме Джавахка. Несмотря на большое количество материалов, публикуемых в последнее время, общественность Армении все еще слабо осведомлена о сути проблемы. А ведь только четкое понимание проблемы позволит осознать всю ее значимость для Армении и определить те действия, которые необходимо предпринять для ее решения.
Учитывая, что широкие слои общественности в Армении и Диаспоре все еще мало знакомы с историей Джавахка, будет полезно ее кратко напомнить.
В VIII веке до н.э. Джавахк, заселенный в основном армянами, был присоединен царем Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) к Ванскому царству (Урарту), о чем повествует составленная им известная хорхорийская надпись. В дальнейшем провинция Джавахк в составе области Гугарк несколько веков являлась частью государства Великая Армения вплоть до его падения в 428 г.
Впоследствии Джавахк находился в составе соответственно Персидского царства и Арабского халифата. В IX в. царь Армении Смбат I Багратуни вновь присоединил область Гугарк вместе с Джавахком к своему царству. Позднее, вследствие ослабления Армянского царства Багратидов, Джавахк определенное время в конце Х-начале XI вв. и в конце XII - середине XIII вв. входил в состав независимого Грузинского царства. Но уже в 1266 г. армянский правитель Тмкаберда Саркис Джахеци основывает самостоятельное княжество - Самцхетское атабекство, которое просуществовало около 3-х веков, вплоть до 1535г.
С 1547 года Джавахк был присоединен к Османской империи и находился в ней до 1829 года, когда в результате русско-турецкой войны 1828-1829 гг. край вошел в состав Российской Империи.
После ее распада в 1917 году Джавахк дважды - в 1918 и 1921 гг. - подвергся интервеции турецких войск. Армянское население Джавахка попыталось спастись на территории Грузии, однако грузинские войска не пропустили армянских беженцев во внутренние районы Грузии. В результате резни со стороны турецких войск, голода, холода и болезней 1918-1921 гг. из 80,000 армянского населения Джавахка погибло около 35,000.
В 1918-1921 гг. Джавахк в свободные от турецкой оккупации периоды являлся спорной между Арменией и Грузией территорией. В дальнейшем вопрос о принадлежности Ахалкалакского района обсуждался на пленуме Кавбюро ВКП(б), который своим решением от 7 июля 1921 г. передал его на рассмотрение ЦК КП Грузи- и. В результате решением верховного органа КП Грузии Ахалкалакский район, абсолютное большинство населения которого составляли армяне, был включен в состав Грузии.
Таким образом, за 28 веков, прошедших после первого упоминания края в хорхорийской надписи до распада Советского Союза в 1991 г., Джавахк около 13 веков находился в составе армянского государства, чуть менее 3-х веков был фактически независимым княжеством, около 12 веков входил с состав или находился под контролем Персидской империи. Арабского халифата, турок- сельджуков, Османской империи. Российской империи и Советского Союза. И лишь дважды, всего по нескольку десятилетий в конце X - начале XI вв. и в конце XII — середине XIII вв.. Джавахк входил в состав независимого грузинского государства.
Многочисленные армянские исторические памятники различных эпох, сохранившиеся до сих пор в Джавахке, являются убедительным доказательством того, что армяне Джавахка вне зависимости от его принадлежности к тому или иному государству неизменно составляли большинство населения края.
А теперь вернемся к нынешней проблеме Джавахка.
Ее суть состоит в том, что грузинские власти последовательно проводят политику, направленную на постепенное вытеснение армян из Джавахка и его ассимиляцию, для чего, используя государственные рычаги, осуществляют дискриминационные действия в различных областях общественной жизни.
Повсеместное нарушение законных прав армянского населения Джавахка властями Грузии подробно освещено в ряде работ других авторов и поэтому в данной статье мы нс будем на них останавливаться". ("См. но данной теме: “Армянское и азербайджанское меньшинства Грузии”; Доклад Международной Кризисной Группы, №178 Европа 22 ноября 2006; http://www.crisisgroup.org/home/index.cfm7idM517&1=3; Сергей Минасян, “Ситуация в Джавахке в контексте вывода российских военных баз из Грузии”; www.noravank.am, 05 июня 2005г.; Сергей Минасян, “Этнические меньшинства Грузии: потенциал интеграции на примере армянского населения страны", Кавказский институт СМИ, 2006 г.).
В последнее время произошли события, которые еще более осложнили социально-экономическую ситуацию в Джавахке и повлияли па увеличение масштаба эмиграции:
- 28 июня сего года закрылась российская военная база в г. Ахалкалаки, которая являлась основным экономическим фактором в Джавахке. Она была главным потребителем местной сельскохозяйственной продукции и обеспечивала работой на контрактной основе несколько сот местных жителей.
- Вследствие резкого обострения отношений между Российской Федерацией и Грузией российская сторона прекратила выдачу виз гражданам Грузии и прервала с ней все виды сообщения. В результате джавахцам стало значительно труднее и дороже выезжать в Россию на сезонную работу, которая традиционно является основным источником дохода для более чем половины семей Джавахка.
При складывающейся в Джавахке ситуации, не вызывает сомнений, что если Республика Армения и армянство в целом, не предпримут экстренных и действенных мер, направленных на политическую и экономическую поддержку Джавахка, то со временем в результате продолжения массовой эмиграции, армянское население Джавахка утратит статус большинства. Нынешнее состояние армян Ахалцихского района, еще в 50-80 гг. прошлого века составлявших большинство населения района, подтверждает тот факт, что потеря статуса большинства приводит к потере армянским населением возможности собственными силами эффективно противостоять политике дискриминации, проводимой грузинскими властями, которая в свою очередь будет подстегивать дальнейшую эмиграцию армян из региона. А это означает, что существует высокая вероятность того, что в конечном итоге Джавахк повторит судьбу Нахичевана и также окажется потерянным для Армянского мира. Нельзя также исключать и возможности развития событий по конфликтному сценарию, когда армянское население для защиты своих прав будет вынуждено прибегнуть к использованию силовых методов.
А теперь рассмотрим то значение, которое имеет Джавахк в вопросе обеспечения национальной безопасности Армении, и которое, к сожалению, еще недостаточно осознали в Армении и Диаспоре.
1. Обеспечение безопасности северной границы Армении.
В настоящее время участок армяно-грузинской границы, прилегающий к Джавахку, благодаря армянскому населению является совершенно безопасным для Армении.
Продолжение же нынешних темпов эмиграции армян из Джавахка приведет со временем к изменению демографической картины края. Если нынешнюю тенденцию не удастся изменить, то со временем, вероятнее всего, большинство населения Джавахка будет представлено турками-месхетинцами и грузинскими азербайджанцами. Произойдет это через 20 или 50 лет, не имеет особого значения, так как речь идет о появлении новой серьезной угрозы армянской государственности, находящейся и без того в сложной геополитической ситуации.
В результате Армения окажется полностью окруженной с 4-х сторон враждебным тюркским населением.
Высокая вероятность увеличения в Джавахке численности преимущественно тюркского населения объяснятся следующими предпосылками:
1. Грузия взяла на себя обязательство перед европейскими структурами, создать условия для возвращения в страну турок-месхетинцев. Совершенно очевидно, что Грузия не допустит возвращения турок-месхетинцев в те районы, где они проживали до депортации в 1944 году - в Аспиндзский, Ахалцихский и Адигенийский районы, которые были заселены грузинами. Поэтому грузинским властям, а также их стратегическим партнерам - Турции и Азербайджану будет выгодно направлять прибывающих в Грузию турок-месхетинцев в армянонаселенный и граничащий с Арменией Джавахк.
2. Численность азербайджанского населения Грузии и соответственно его удельный вес, в отличие от других национальных меньшинств, после обретения Грузией независимости неизменно возрастает. В свою очередь, стабильный рост азербайджанского населения приводит к расширению ареала их проживания. Очевидно, что Азербайджан и, особенно, Турция, имеющая многовековой опыт эффективного использования так называемого "демографического оружия", направят экспансию азербайджанского населения Грузии в нужном им направлении, а именно в Джавахк. Это позволит завершить создание между Грузией и Арменией своего рода буфера, представленного преимущественно азербайджанским населением, а также создать между Азербайджаном и Турцией коридор, населенный тюркским населением.
3. У азербайджанского населения Грузии больше, чем у грузин шансов закрепиться в Джавахке, горном сельскохозяйственном регионе с очень холодным климатом. Как известно, грузинские власти как в советское время, так и в период независимости, предпринимали неоднократные попытки переселения в Джавахк аджарцев и грузин. Однако большинство переселенцев, не выдержав сурового климата и иных трудностей, со временем покинуло Джавахк.
В то же время, горный рельеф Джавахка с его альпийскими лугами, является идеальной кормовой базой для развития овцеводства - одного из основных занятий азербайджанцев юго-восточных районов Грузии. Следует напомнить, что в граничащем с Джавахком Амасийском районе Армении, и имеющим схожий с Джавахком климат, до 1988 более 95% населения составляли азербайджанцы.
Завершение окружения Армении тюркским элементом поставит перед Арменией две серьезные проблемы:
- У потенциальных противников Армении - Азербайджана и Турции, появится возможность в критический для Армении момент, например во время военных действий, осуществить с помощью диверсий полную блокаду сухопутных коммуникаций, связывающих Армению с внешним миром. В Армении еще должны хорошо помнить подрывы газопровода и железнодорожных путей, совершенных в населенных преимущественно азербайджанцами районах Грузии, в тяжелейший для Армении период 1991-1993 гг.
- После появления в Джавахке враждебного тюркского населения Армения для предотврящения возможных диверсий, будет вынуждена осуществить инженерное обустройство границы, а также прикрыть ее войсками. Все указанные мероприятия увеличат и без того очень высокое бремя военных расходов Армении.
2. Воздействие на позицию Грузии по отношению к Армении.
Наличие населенного преимущественно армянами и граничащего с Арменией Джавахка является одним из тех основных факторов, которые удерживают Грузию от проведения по отношению к Армении более жесткой политики.
В случае же потери армянским населением Джавахка статуса большинства, уже мало что сможет удержать Грузию от ужесточения своей политики относительно Армении, учитывая негативное восприятие Армении грузинским населением (“28,1% респондентов в Грузии считают Армению враждебным государством”; социологический опрос грузинской газеты "Квирис палитра"; http://www.regnum.ru/news/613232.html), а также заинтересованность в этом стратегических партнеров Грузии - Турции и Азербайджана.
Хорошо осознавая значение Джавахка для Армении, джавахское армянство последние 16 лет терпеливо ожидало и продолжает ждать помощи от властей Армении и армянства в целом. Сложность вызовов, стоящих перед Джавахком в данный момент такова, что без ведущей роли властей Армении, только силами отдельных политических, общественных и донорских организаций Армении и Диаспоры невозможно решить или хотя бы смягчить проблему.
Очевидно, что во время Арцахской войны в 1991-1994 гг., когда все ограниченные ресурсы Армении были направлены на спасение Арцаха, власти страны попросту игнорировали проблему Джавахка, для решения которой у них в тот период не имелось ни политических, ни экономических ресурсов. Примечательно, что Джавахк активно поддержал справедливую борьбу арцахцев за свою свободу, доказав тем самым свою преданность национальным интересам. Несколько сотен добровольцев из Джавахка приняли участие в Арцахской войне, а с российской военной базы в г. Ахалкалаки джавахскими патриотами приобреталось оружие и переправлялось в Арцах.
В этот, наиболее сложный для Армении период население Джавахка в условиях существующей в крае напряженности, вызванной проводимой президентом Гамсахурдия националистической политики, проявило политическую выдержку и не допустило развития в крае грузино-армянского конфликта.
После окончания военных действий и прихода к власти в Армении Роберта Кочаряна, которому, как лидеру Карабаха, хорошо известно, какого быть в положении дискредитируемого национального меньшинства, у армянства Джавахка появилась надежда наконец-то получить столь долгожданную политическую и экономическую поддержку. Тем более, что Армения за последние годы достигла больших успехов в экономике, что позволило довести размер государственного бюджета страны в 2007 году до 1.564 млрд, долларов США и который в 2008 г. должен достичь суммы в $ 2.5 млрд, долларов. Это означает, что у Армении появилась реальная возможность для оказания Джавахку, по крайней мере, более масштабной экономической помощи.
Однако, к сожалению, и нынешнее руководство Армении продолжило политику полного игнорирования проблемы Джавахка. Власти Армении публично не признают наличия в проблеме Джавахка политической составляющей. Очевидно, что руководство Армении пытается всячески удержать нынешний уровень межгосударственных отношений с Грузией, ради чего оно фактически приносит в жертву как интересы армянства Джавахка, так и остального армянского населения Грузии. Политика игнорирования властями Армении значимости проблемы Джавахка нашла свое подтверждение и в утвержденной 7 февраля 2007 г. Стратегии Национальной Безопасности Армении, в которой Джавахк упоминается лишь в контексте сотрудничества с Грузией в вопросе решения социально-экономических проблем армян Грузии. Тогда как значимость проблемы Джавахка, по вышеуказанным причинам, ставит ее в ряд основных вызовов внешней безопасности Армении.
Что же касается государственной помощи со стороны Армении непосредственно Джавахку, то она на протяжении последних 16 лет неизменно заключается лишь в предоставлении школьных учебников, количество которых не покрывает даже нужд всех армянских школ края, и ремонте отдельных школ. Подобный размер помощи со стороны Армении нам представляется совершенно неадекватным тем вызовам, которые стоят перед Джавахком.
Для сравнения, Армения ежегодно только из средств государственного бюджета предоставляет НКР межгосударственный кредит, размер которого в 2007 году составит 19,402 млрд, драм (или 54.3 млн. долларов США), что составляет 57,7% от размера всего бюджета НКР. К этому следует добавить тс многомиллионные программ, осуществляемые ежегодно в Арцахе общенациональным фондом “Армения” и другими донорскими организациями. Понимая, что Арцах в отличие от Джавахка является частью Армении и нуждается в послевоенном развитии инфраструктур, тем мы нс менее убеждены что подобный дисбаланс в объеме оказываемой помощи совершенно не допустим. В Джавахке, на родной земле своих предков, живут такие же наши соотечественники, что и в Арцахе. Сказанное совершенно не означает, что должен быть сокращен размер помощи, предоставляемой Арменией и Спюрком Арцаху. Просто очевидна необходимость значительного увеличения помощи Джавахку.
Необходимо с сожалением отмстить, что власти Армении, вместо оказания помощи, предпринимают отдельные действия которые еще более усугубляют чувство разочарования, испытываемое населением Джавахка. Так, в октябре 2006 года в Ереване сотрудниками СНБ Армении был задержан лидер движения “Единый Джавахк” Ваагн Чахалян. За несколько дней до его задержания, движение “Единый Джавахк” организовало в г. Ахалкалаки акции протеста, обвиняя грузинские власти в фальсификациях итогов выборов в органы местного самоуправления. Основу “Единого Джавахка", состявля- ст возглавляемый Ваагном Чахаляном “Спортивно-Культурный молодежный Союз Джавакха”, который за последние 3 года стал одной из наиболее влиятельных армянских структур Джавахка благодаря последовательному проведению ряда акций, направленных на защиту прав армянского населения.
Арест Ваагна Чахаляна по сфабрикованному обвинению, выдворение его из страны и последующее решение суда о запрете на его въезд в Армению, в Джавахке и в самой Армении многими было воспринято как исполнение армянскими властями заказа официального Тбилиси. Проводя аналогию, трудно представить, чтобы в конце 80-гг. власти Советской Армении подобным образом обошлись бы с одним из лидеров Карабаха.
Президент Армении Роберт Кочарян, неоднократно высказываясь по поводу проблемы Джавахка, говорит лишь о необходимости изучения джавахцами грузинского языка, а также их интеграции в грузинское общество. Нужно отмстить, что представление факта незнания джавахцами государственного языка, в качестве главного препятствия для их интеграции в грузинское общество, является абсолютно надуманным.
Во-первых, призывая армян Джавахка к изучению грузинского языка, нельзя забывать об исторических традициях. Испокон веков и до наших дней, даже в период своего вхождения в состав Персидской, Османской и Российской империй, грузинского государства и Советского Союза, Джавахк неизменно оставался частью армянского языкового и культурного пространства, а неразвитость дорожной сети способствовала его изолированности от остальной Грузии. Изменить эту культурную традицию за несколько лет, особенно в условиях существующей напряженности между армянским населением Джавахка и властями Грузии, невозможно. В доказательство сказанному укажем лишь на два факта:
- за прошедшие 15 лет в Джавахке различные общественные организации и представители Православной Церкви Грузии, организовали и продолжают организовывать курсы обучения грузинскому языку для армянского населения. Однако результат у всех этих программ оказался очень низким, так как выпускники курсов практически не имеют в Джавахке возможности общения на грузинском языке, так как абсолютное большинство населения края им не владеет.
- в 2002 году в г. Ахалкалаки был открыт филиал государственного Тбилисского университета имени Джавахишвили, для содействия, как было объявлено, интеграции армянской молодежи Джавахка в грузинское общество. Обучение в филиале тбилисского вуза было организовано на грузинском языке. Однако за прошедшие 5 лет университет так и не приобрел популярности у армянской молодежи, и, в нем обучаются преимущественно грузинские студенты, приезжающие из различных регионов Грузии. В результате в нынешнем году грузинскими властями было принято решение о закрытии Ахалкалакского филиала.
Во-вторых, те армяне Джавахка, которые овладели грузинским языком, в частности выпускники Школы административного управления им. Зураба Жвания в г. Кутаиси, специально созданной для увеличения числа представителей национальных меньшинств во властных структурах Грузии, так и не были обеспечены работой, несмотря на обещания властей.
В-третьих, 100,000-ая армянская община Тбилиси, а также армянские общины других городов Грузии, многие представители которых хорошо владеют грузинским языком, практически не интегрированы в грузинское общество. В высших эшелонах исполнительной власти Грузии, армяне представлены всего одним заместителем министра, а из 225 членов парламента Грузии лишь 5 депутатов армян.
И наконец, необходимо ответить на следующий вопрос: а желают ли искренне грузинские власти и грузинское общество интеграции в свое общество армян - нации, внесшей второй по значению после грузин вклад в становление грузинской государственности, и создавшей в Грузии большое культурное наследие? Если да, то почему, как уже было сказано, армянское население Грузии, хорошо владеющее грузинским языком, практически не представлено в органах государственной власти Грузии? Почему власти Грузии закрывают глаза на многолетний разгул в грузинских СМИ антиармянской истерии? Почему Армянской Апостольской Церкви в Грузии до сих пор не предоставлен статус религиозной организации?
Таким образом, имеется достаточно много фактов, позволяющих утверждать, что основной проблемой, препятствующей общественной интеграции армянского, как, впрочем, и любого другого национального меньшинства Грузии, является нежелание общественно-политической элиты Грузии построения многонационального общества, в котором веем гражданам, независимо от национальности или религии были бы гарантированы равные права.
Навязывание же административными методами грузинского языка в ущерб армянскому, нс даст положительного результата, а лишь будет способствовать усилению степени недоверия, испытываемого армянским населением Джавахка в отношении властей Грузии.
По нашему мнению, проводимая в настоящее время властями Армении политика по проблеме Джавахка имеет два серьезных упущения:
1. политика сохранения любой ценой нынешнего уровня межгосударственных отношений с Грузией, т.е. политика “умиротворения", основывается на рассмотрении стоящих перед Арменией вызовов только в краткосрочной перспективе. Если же взглянуть на вызовы в долгосрочной перспективе, то станет очевидно, что в результате проводимой ныне политики властей Грузии, армянское население Джавахка со временем неизбежно потеряет статус большинства в крае. А все негативные для Армении последствия подобного развития событий перевесят те выгоды, которые рассчитывают получить власти Армении, проводя политику игнорирования проблемы Джавахка.
2. она совершенно не учитывает возможности возникновения в Джавахке вооруженного конфликта.
О потенциальной возможности возникновения вооруженного конфликта говорят следующие факторы:
- Этим летом завершился вывод российской военной базы из Ахалкалаки. Грузинские власти сразу же разместили на территории военной базы в Ахалкалаки более сотни своих военнослужащих.
- Кроме того, в сентябре грузинские власти начали строительство в Ниноцминдовском районе Джавахка крупной исправительной колонии, предназначенной для содержания 3-4 тысяч заключенных, контроль над которыми потребует размещения военизированного подразделения Министерства юстиции Грузии.
Размещение грузинских войск в Джавахке в условиях существующей напряженности неизбежно приведет к столкновениям между грузинскими военными и местным армянским населением. Подобные столкновения, которые хорошо помнят в Джавахке, имели место как в 1941-1945 гг., так и во время периодически проводившихся в советское время сборов резервистов.
- Уже в нынешний период в соседнем с Джавахком Цалкинском районе после размещения там несколько лет назад частей МВД Грузии, между военнослужащими и местным армянским населением стали периодически возникать конфликты, в том числе и с применением оружия.
- На руках у населения имеется большое количество боевого оружия, приобретенного в смутное время начала 90гг. на российской военной базе.
- У армянского населения Джавахка имеется потенциал к организованному сопротивлению, что доказали несколько крупных акций протеста, в том числе и с применением силы, имевших место в течении последних двух лет.
В условиях, когда годами происходило накопление конфликтного потенциала, когда между сторонами практически отсутствует доверие, когда периодически происходят убийства или ранения армян только по причине их национальной принадлежности, очередная силовая акция грузинских государственных структур или обычный бытовой инцидент, могут запустить в Джавахке цепную реакцию конфликта.
В случае же возникновения вооруженного конфликта, Армения неизбежно будет вовлечена в него, так как тысячи граждан Армении, имеющие джавахские корни, ветераны Арцахской войны и отдельные офицеры ВС Армении, сразу же направятся в Джавахк для защиты своих соотечественников. При отсутствии сплошного инженерного обустройства на бывшей советской административной границе, властям Армении не удастся надежно закрыть границу с Джавахком. В результате конфликт сразу же примет масштаб межгосударственного, со всеми вытекающими для обеих стран тяжелыми последствиями.
Таким образом, если власти Армении заинтересованы в сохранении за армянским населением Джавахка статуса большинства и в недопущении возникновения в крае вооруженного конфликта, то они должны пересмотреть свою политику в отношении проблемы Джавахка.
Здесь следует особо отмстить, что после распада Советского Союза у армянской политической элиты и обществе в целом возник стереотип, который сохраняется до сих пор, а именно: Грузия при желании может перекрыть проходящие по ее территории коммуникации, связывающие Армению с внешним миром, поэтому Армении следует любой ценой поддерживать с ней нормальные отношения.
А теперь рассмотрим подробнее, какие реальные шаги могут предпринять грузинские власти в ответ на ужесточение позиции армянских властей в вопросе Джавахка и насколько эти шаги будут чувствительны для Армении.
Повышение тарифов на транзит армянских грузов.
Основной поток импорта и экспорта Армении проходит через территорию Грузии. Можно предположить, что для оказания давления на Армению, грузинские власти могут попытаться значительно повысить тарифы на транзит армянских грузов.
В этом случае для защиты своих интересов Армения сможет задействовать фактор членства обеих стран во Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Одним из основополагающих принципов Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ, 1947 г.), которое стало правовой основой для последующего создания ВТО в 1995 году, является свобода транзита. Статья 5 ГАТТ фиксирует принцип свободы транзита и, помимо прочего, устанавливает следующие принципы транзита:
- “Все сборы и правила, установленные договаривающимися сторонами для транзитных перевозок на территории или из территорий других договаривающихся сторон, должны быть разумными, с учетом условии перевозки.
- “В отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая договаривающаяся сторона предоставляет транзитным перевозкам, идущим на территорию или из территории любой другой договаривающейся стороны, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный транзитным перевозкам в любую третью страну или из нее.”
Важно отмстить, что ВТО не просто декларирует принципы свободной торговли, но она также создала и эффективно применяет конкретный механизм для устранения дискриминаций одним из членов организации по отношению к другому члену. Речь идет о так называемой “Системе урегулирования споров” (Dispute Settlement System), которая уже более 12 лет успешно функционирует и добивается выполнения своих решений от любой страны- члена ВТО, вне зависимости от ее политического веса.
Таким образом, членство обеих стран в ВТО, даст Армении действенный рычаг для недопущения дискриминационного повышения тарифов со стороны Грузии, до уровня, который явился бы значительным ударом по экономике Армении. Закрытие грузинского рынка для армянских товаров, с использованием нетарифных(административных) методов. Как известно, Грузия не является для Армении значимым торговым партнером. Так, в 2006 товарооборот Армении с Грузией составил $89,8 млн. или 2.8% от всего объема внешней торговли РА. При этом объем экспорта из Армении составил $54,321 млн., а импорт $35,445 млн. Поэтому возможные действия Грузии по закрытию грузинского рынка для армянских товаров, наподобие тех, что применила Россия по отношению к Грузии, не способны оказать значительного влияния на экономику Армении.
Резюмируя вышесказанное, мы можем заключить, что в арсенале грузинских властей нет таких мер, которые были бы столь чувствительными для Армении, что ради них стоило бы жертвовать Джавахком. Поэтому, в случае поднятия властями Армении вопроса Джавахка на международный уровень, у Грузии, перед лицом неопровержимых фактов и возможного давления международных структур не останется иного выбора, кроме как прекратить или существенно уменьшить дискриминацию армян Джавахка и принять предложено армянской стороны по совместному решению накопившихся проблем.
А теперь рассмотрим подробнее, какие, по нашему мнению, первоочередные действия могли бы предпринять власти Армении для улучшения сложившейся в Джавахке тяжелой ситуации:
1. Признание властями РА политической составляющей в проблеме Джавахка и постановка этой проблемы перед властями Грузии.
Опираясь на многочисленные достоверные данные о фактах дискриминации армянского населения Грузии в целом и Джавахка в частности, власти РА могли бы на уровне министров иностранных дел инициировать обсуждение этой проблемы с грузинской стороной.
Должно быть четко заявлено, что осуществляемая грузинскими властями политика противоречит обязательствам по соблюдению прав национальных меньшинств, взятым на себя Грузией при вступлении в Совет Европы. Армянской стороной должно быть сказано, что продолжение грузинскими властями дискриминационной политики особенно в Джавахке, чревато дальнейшей эскалацией напряженности и вероятностью возникновения межнационального конфликта. Конфликт, в чьем возникновении очень заинтересованы третьи силы, будет иметь для Армении и Грузии тяжелые и непредсказуемые последствия.
Кроме того, грузинской стороне необходимо аргументированно дать понять, что поднимая вопрос Джавахка, единственной целью Армении является создание в Джавахке условий для устойчивого экономического развития края и сохранения армянским населением своей национальной самобытности.
С другой стороны, Армения также должна сообщить о своей готовности при согласии грузинской стороны содействовать скорейшей социально-экономической реабилитации Джавахка посредством финансирования конкретных программ. В случае конструктивного и ответственного подхода обеих сторон, появится возможность превратить Джавахк из потенциально конфликтного региона в зону развития и сотрудничества между двумя государствами.
Весьма вероятно, что грузинская сторона не признает сразу факт проведения дискриминационной политики в Джавахке и се общая реакция на подобную постановку вопроса Арменией будет негативной. Тем не менее, армянская сторона должна будет ясно дать понять, что она ожидает от грузинских властей действенных шагов для решения существующей проблемы и в случае их отсутствия поставит вопрос о дискриминации армян в Грузии перед Советом Европы, ООН и другими авторитетными международными структурами, используя для этого все возможности как государства, так и лоббисткие структуры армянской диаспоры.
2. Привлечение в Джавахк инвестиций.
Безработица является одной из самых острых проблем Джавахка, приводящих к массовой эмиграции армянского населения. Уровень безработицы в Джавахке является одним из самых высоких в Грузии, который еще больше увеличился в результате вывода российской военной базы - основного работодателя в Джавахке. А обещание грузинских властей, создать в крае соответствующее количество рабочих мест, так и не было выполнено. Как уже было сказано, ситуация еще более осложнилась после резкого ухудшения межгосударственных отношений между Россией и Грузией. Для снижения уровня безработицы должны быть предприняты действенные шаги для привлечения в Джавахк инвестиций, в первую очередь со стороны частных предпринимателей. Здесь надо учитывать, что в рамках программы “Вызовы тысячелетия", предполагается ремонт основных дорог Джавахка, что значительно улучшит возможности ведения бизнеса.
Власти Армении могли бы обратится к грузинским властям с предложением совместно организовать в Джавахке деловой бизнес-форум с целью привлечения внимания потенциальных частных инвесторов к возможностям инвестирования в Джавахке. Проведение подобного форума должно заинтересовать в первую очередь Ассоциацию армяно-грузинского делового сотрудничества, Торгово-промышленные палаты Армении и Грузии, а также частных предпринимателей из Грузии, Армении и Диаспоры, проявляющих интерес к Джавахку.
Известно, что многие выходцы из Джавахка стали в других странах успешными предпринимателями. Многие из них занимаются благотворительностью в Джавахке, строят церкви и т.д. Проведения делового форума поможет довести до них информацию о перспективах создания прибыльного бизнеса в Джавахке.
Плодотворной работе форума очень помогло бы проведение качественного исследования экономического потенциала Джавахка и разработка конкретных инвестиционных проектов, которые были бы представлены участникам форума. Для обеспечения высокого профессионального уровня исследования желательно заказать его одной из ведущих мировых консалтинговый компаний (например McKinsey, Boston Consulting Group и т.д.). Расходы на проведение столь необходимого для Джавахка бизнес-форума могли бы разделить между собой армянская и грузинская стороны.
3. Содействие образовательной системе.
Как известно, нормальное функционирование средних школ, в которых преподавание ведется на родном языке, является одним из основных факторов для сохранения идентичности национальным меньшинством.
В настоящий момент армянские средние школы Джавахка, находятся в тяжелом состоянии. Многие здания школ пребывают в аварийном состоянии, существует нехватка учебников, учебные пособия практически нс обновляются, а учителя с момента обретения Грузией независимости, не проходили курсы повышения квалификации. Учителя средних школ получаю очень низкую зарплату - в среднем в размере $60, которая не позволяет привлекать к работе в школах тех молодых специалистов из Джавахка, которые получили образование в вузах Армении.
Ситуация с высшим образованием обстоит еще хуже. В регионе Самцхс-Джавахстия только в одном частном вузе, являющимся филиалом Ереванского юридическо-экономического университета, преподавание ведется на армянском языке. К сожалению, качество образования в данном ВУЗ-с оставляет желать лучшего.
Большинство же армянской молодежи Джавахка, которое, как было сказано, не владеет грузинским языком, направляется для учебы в Армению, где многие после окончания обучения и остаются. В результате в Джавахке остро ощущается нехватка образованных специалистов практически по любой специальности.
Нам представляется, что для исправления ситуации необходимо предпринять комплекс следующих мер:
1. Национальный институт образования Армении совместно с местными властями Джавахка разрабатывают комплексную программу содействия образовательной системы Джавахка.
2. В рамках данной программы для поддержки армянских средних школ в Джавахке, а также в прилегающих к нему Аспиндзском, Ахалцихском, Боржомском и Цалкинском районах, будет необходимо:
- обеспечить школы всеми необходимыми учебниками. При этом школьникам из социально-необеспеченных семей, учебники должны предоставляться бесплатно;
- обеспечить школы наглядными пособиями на армянском языке;
- организовать в Джавахке курсы повышения квалификации учителей школ с привлечением специалистов Национального института образования Армении;
3. Для качественного улучшения ситуации в армянских средних школах необходимо также обеспечить на определенный период необходимый уровень заработной платы, пока грузинское государство не будет иметь возможность обеспечить достойный уровень оплаты труда. Это позволит удержать учителей от эмиграции из Джавахка и привлечет в школы молодых специалистов. Для решения этой важнейшей проблемы необходимо использовать средства из трех основных источников: Государственный бюджет РА, донорские организации Армении и Диаспоры, а также армянские предприниматели, имеющие джавахские корни.
4. Для решения проблемы организации качественного высшего образования на армянском языке непосредственно в Джавахке, нами представляется две альтернативы:
- открытие в Ахалкалаки государственного ВУЗа. Это может быть либо армяно-грузинский университет, создание которого обсуждалось премьер-министрами двух стран, либо филиал одного из государственных ВУЗ-ов Армении.
- открытие в Ахалкалаки частного армянского ВУЗа. Для обеспечения высокого качества преподавания, было бы желательно, чтобы за его реализацию взялась одна из солидных армянских благотворительных организаций, имеющих опыт в создании и управлении образовательными учреждениями (например, Всеобщий Армянский Благотворительный Союз).
4. Содействие деятельности Армянской Апостольской Церкви в Джавахке.
Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) играла и продолжает играть важнейшую роль в вопросе сохранения армянской идентичности вне Армении, в том числе и в современной Грузии.
В настоящее время в составе Грузинской Епархии ААЦ действует викариат Джавахка, духовная власть которого распространяется на весь регион Самцхе-Джавахетии, а также Цалкинский район. В викариат входит 4 города и более 130 армянских сел. Специфика этого горного региона такова, что в зимний период, длящийся около 5 месяцев в году, многие дороги, связывающие села с городами, заносятся снегом и закрываются.
В этих условиях викариат Джавахка многие годы обслуживало всего 4 священнослужителя, к которым в июне сего года прибавились еще двое, а на постоянной основе действовало только 3 армянские церкви - в гг. Ахалцих, Ахалкалаки и Ниноцминда. Острый недостаток священнослужителей не позволяет викариату Джавахка в должной мере осуществлять в крае свою духовную миссию, особенно важную в условиях активной деятельности в крае представителей других религий и различных религиозных сект. Для сравнения. Православная церковь Грузии (далее ПЦГ) имеет в регионе Самцхе-Джавахетия, где большинство населения составляют армяне, 3 епархии, которые благодаря щедрому финансированию обслуживают более 50 священнослужителей.
Необходимость в активной деятельности ААЦ в Джавахке объясняется опасностью ассимиляции армянского населения. На примере многих бывших армянских сел в Самцхе-Джавахетии, потерявших свою национальную идентичность, можно проследить, как переход их армянских жителей, по той или иной причине, из лона Армянской Апостольской Церкви в лоно любой другой религии, приводило к отрыву от национальных корней, и в конечном итоге, к быстрому огрузиниванию.
Уже много лет армянская община Джавахка обращается к руководству ААЦ с просьбой скорейшего открытия Джавахской епархии. Это позволило бы повысить статус ААЦ в Джавахке, увеличить число священнослужителей и организовать постоянную службу в отдельных армянских церквях Джавахка, которые ныне пустуют. Однако до сих пор Эчмиадзин, в чьей исключительной компетенции находится вопрос открытия епархий, не идет на этот шаг, вероятнее всего из-за опасения возможной негативной реакции ПЦГ. Здесь необходимо отмстить, что ПЦГ, не имея ни одного грузинского села в Лорийском марзс, в мае 2006 г., совершенно не считаясь с мнением ААЦ, объявила об открытии на территории Армении епархии Лори-Ташир.
Хотя официально в Армении церковь отделена от государства, однако руководство ААЦ всегда учитывает позицию политического руководства, особенно в вопросах, представляющих для государства особый интерес. Осознавая всю важность вопроса, руководство Армении могло бы рекомендовать Католикосу провозгласить Джавахскую епархию, что явилось бы естественным решением ААЦ в ответ на вызовы, стоящие перед паствой ААЦ в Джавахке.
Помимо создания епархии крайне важно обеспечить финансовую поддержку деятельности ААЦ в Джавахке, так как только за счет пожертвований верующих, большинство которых находится в тяжелом социальном положении, невозможно покрыть необходимые расходы. Для финансового содействия можно использовать различные источники: средства собственно ААЦ, донорских организаций Армении и диаспоры. Поив этом случае для положительного решения вопроса необходимо содействие государства, которое должно обосновать необходимость поддержки деятельности ААЦ в Джавахке и свою заинтересованность в этом вопросе.
Одним из способом информирования общественности Армении и Диаспоры о проблемах Джавахка, а также сбора финансовых ресурсов для их решения могло бы стать включение Джавахка в список тех регионов, содействию которым будет посвящен общеармянский телемарафон 2008 года.
Проведение подобного телемарафона и последующее осуществление в крае конкретных программ поможет вернуть джавахцам надежду, что Армения и Диаспора не оставят Джавахк и тем самым будет способствовать уменьшению эмиграции.
Заключение.
Перед Арменией и Диаспорой, то сеть веем Армянским миром, в настоящий момент стоит задача спасения Джавахка. И для решения этой важнейшей национальной задачи, учитывая масштабы эмиграции армянского населения из края, а также рост напряженности, времени осталось не так уж и много.
Еще совсем недавно, в конце 80-90гг., Арцах также нуждался в спасении. Как известно, в результате тяжелейших испытаний и напряжения сил всей нации Арцах удалось спасти.
В отличие от проблемы Арцаха, для спасения Джавахка необходимы, в первую очередь, решительные и последовательные действия властей Армении в дипломатической и социально-экономических областях. Политические и экономические ресурсы, а также необходимый опыт для решения проблемы Джавахка у Армении и Диаспоры, безусловно имеются. Весь вопрос лишь в наличии политической воли у руководства Армении поднять проблему спасения Джавахка на уровень общенациональной задачи и взять на себя руководящую роль в ее достижении.
В заключении хочется привести мудрые и весьма актуальные в контексте рассматриваемой темы слова Уинстона Черчилля: "Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение".
Сентябрь 2007 г.
Армен Арутюнян.
Центр стратегических исследований "Арарат", Ереван, 2008.