Другое сословие господствующего феодального класса‑духовенство‑также распадалось на разряды. Оно делилось на «черное» и «белое» духовенство. Черное духовенство являлось наиболее привилегированной частью этого сословия. В его состав входили католикос‑патриарх, архиепископы, епископы и вардапеты...
Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite. Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!
Религия Армении
Духовенство Киликии
Гандзасар после Арцахской освободительной победоносной войны
В результате блестящей победы бойцов-освободителей в Арцахской войне были освобождены Горный Арцах (Карабах) и часть Равнинного Арцаха. Важнейшими достижениями Арцахской освободительной борьбы являются освобождение, восстановление и защита армянских духовных центров. Сразу после войны разверну...
Богословский центр “Гандзасар”
С самого начала возобновления своей деятельности Арцахская епархия особое внимание обратила на издательское дело — важный фактор в сфере духовного образования армянского народа и его защиты от чужеродных сектантских учений. С этой целью в 1991 г., в тяжелых военных условиях, по благословению С...
Возрождение Арцахской епархии во главе с Епископом Паргевом Мартиросяном
Арцахское (Карабахское) движение стало началом возрождения армянской духовной жизни. Патриаршьей энцикликой Католикоса Всех Армян Вазгена I в 1989 г. возродилась Арцахская епархия Армянской Апостольской Церкви во главе с епископом Паргевом Мартиросяном. Центр епархиального управления и резиден...
Насильственное закрытие арцахской епархии в годы советской власти
Незаконная передача горной части армянского Арцаха (Нагорный Карабах), по преступному решению Кавбюро РКП(б) (5 июля 1921 г.), Советскому “Азербайджану”, резко ухудшила состояние исконного армянского населения области. Св. Эчмиадзин был крайне обеспокоен и встревожен дальнейшей судьбой расчлен...
Арцахская епархия под предводительством Архимандрита Завена и Епископа Вагана Тер-Григоряна
Из краткой записи (январь 1912 г.) вардапета Завена следует, что арендатор Манучар Авагянц начал производственную разработку медного рудника Гандзасарского монастыря. Далее он пишет о целесообразности эксплуатации лесов, принадлежащих монастырям Хутаванк, Гандзасар и Гевондянц (Гондик)....
Забота Хримяна Айрика об Арцахской епархии и Гандзасарском монастыре
Католикос Всех Армян Мкртич I Ванеци Хримян (1892—1907), ласково называемый в народе Хримян Айрик (Отец Хримян), в октябре 1894 г. назначил вардапета Антона Вардазарянца настоятелем Гандзасарского монастыря. Хримян Айрик в годы трагедии, переживаемой западными армянами вследствие турецких погр...
Арцахская епархия в последней четверти XIX века
Хоть и архиепископ Саркис некоторое время оставался на должности епархиального предводителя Арцаха, со второй половины 1875 г., в течение восьми месяцев местоблюстителем в епархии был вардапет Геворг Суренянц. Когда он уехал из города Шуши, Синод Св. Эчмиадзина назначил вместо него вардапета А...
Архиепископ Саркис Хасан-Джалалян
Во второй половине XIX века осложнился вопрос предводителя Арцахской епархии, что в значительной мере было связано с нарушением генеалогической преемственности рода Хасан-Джалалянов. Ситуация в Арцахской епархии дестабилизировалась, в частности, после смерти митрополита Багдасара. Лео пишет: “...
Деятельность митрополита Магдасара Хасан-Джалаляна
О митрополите Багдасаре Лео пишет: “Его усилия в области строительства никогда не прекращаются, и они большей частью посвящены монастырю Гандзасар, который для него был своеобразным сокровенным почитанием. Митрополит находил средства, а когда их не было, он тратил свои собственные на благоустр...
Последний католикос Гандзасара Саркис Хасан-Джалалян
Патриоты-мелики, являясь свидетелями жестокостей Ибрагим хана, предприняли отважные шаги для оказания помощи епископу Саркису Хасан-Джалаляну и монашеской общине. Во время нападения Ибрагим-хана на Гандзасар армяне смогли спрятать лишь часть ценностей монастыря, потому что уход епископа Саркис...
Патриотическая деятельность католикоса Ованнеса
Гандзасарский католикос Ованнес в своем послании от 22 января 1783 г. от имени “армян Карабаха и Хамса” настоятельно просил Екатерину II взять под покровительство России многих христиан и, в частности, армян, страдающих от рук неверных. Екатерина II обещала “при удобном случае” поручить област...
Гандзасарский католикосат в церковной политике Симеона I Ереванци
Ованнес Хасан-Джалалян вступил на патриарший престол Гандзасара в тяжелое время. Хотя патриарх Нерсес письменное заверил, что никого не назначит после себя, тем не менее, в качестве своего преемника в Гандзаке оставил Исраэла — внука своего брата. ...
Единогласие первопрестольного Св. Эчмиадзина и Гандзасарского католикосата в национально-освободительной борьбе
В период подготовки вооруженного восстания армян важной была позиция новоизбранного Католикоса Всех Армян Аствацатура I Хамаданци (1715—1725). Он был более осторожен по сравнению с Гандзасарским католикосом Есаи. Как говорилось в докладной (14 марта 1717 г.) вардапета Минаса, направленной в Го...
Гандзасарский тайный собор 1714 года
В преддверии восстания армян Гандзасарский католикос Есаи во главе духовенства и меликов Восточных краев Армении, с целью решения вопросов, вставших перед армянством и Гандзасарским католикосатом, в 1714 г. созвал в Гандзасаре тайный собор. ...
Духовный предводитель армянского освободительного движения Гандзасарский католикос Есаи
Есаи Хасан-Джалалян вступил на патриарший престол Гандзасарского католикосата в тяжелое для армянского народа время. 7 декабря 1702 года католикос Есаи (1702—1728) направил свое благословение армянам, живущим в России. Вместе с тем, католикос Есаи желал укрепить позиции Гандзасарского престола...
Гандзасарский католикосат на новом этапе национально-освободительной борьбы
С переменой геополитической ситуации, на пороге XVIII века и далее в армянской реальности, ход освободительной борьбы был обусловлен политикой освобождения от ига завоевателей и восстановления армянского государства, полагаясь на собственные силы и при поддержке извне, со стороны христианских ...
Гандзасарский католикосат в тяжелые времена
XV—XVI века были временами тяжелых испытаний для Армении, когда вслед за опустошительными нашествиями туркменских племен кара-коюнлу, ак-коюнлу и др. последовали турецко-персидские войны, имевшие трагические последствия для страны. Сведения о племяннике Гандзасарского католикоса Аристакеса кат...
Гандзасар в период возвращения престола католикоса всех армян в св. Эчмиадзин
В XIV веке, в тяжелых условиях, сложившихся для Киликийского Армянского государства, в Великой Армении Ован Воротнеци (1315—1386), обеспокоенный дальнейшей судьбой Армянской Апостольской Церкви, считал, что престол Католикоса Всех Армян должен быть перенесен в Гандзасар, откуда защита от притя...
Армянские восточные Католикосы
Под предводительством Армянской Апостольской Церкви перемещение престола “Алуанского” патриаршества на правобережье Куры в течение веков привело к консолидации вокруг Гандзасарского монастыря епархий Восточных краев Армении и их первенству в “Алуанском” патриаршестве. С перемещением же патриар...