Пользуясь нестабильной политической обстановкой в Армении, в первой половине XIV века, посланникам папы Римского Иоанна XXII удалось проникнуть в некоторые области Армении и устроить распри и раздоры в рядах армянского духовенства. Возникшие еще со второй половины XIII века религиозно-догматические споры между римско-католической и армяно-григорианской церквами в исследуемое время носили довольно серьезный характер, тем более, что в результате пропаганды униторов ряд ведущих представителей духовенства, поверив их щедрым обещаниям, перешли на сторону миссионеров. Опытные униторы решили свою обширную программу унии претворить в жизнь открытием новых учебных заведений и католических костелов, а также изданием на армянском языке книг теологического и иного содержания. Пользуясь экстерриториальным правом, они стремились через армянскую письменность привить католицизм армянам.
Еще в 1319 г. Совет кардиналов направил группу проповедников в восточные страны. Часть их обосновалась в Мараге. В столице ильханства — Султании было образовано латинское епископство, которое снабжало своих агентов литературой и денежными средствами. Основанные униторами братии («Fratres Unitores») начали постепенно превращать армянские церковные обряды и ритуалы в католические, вводя в обиход доминиканскую «Missel» (Պատարագամատոյց — Часослов), «Breviaire» и множество других книг и пособий римской церкви.
Стало необходимостью всеми средствами противостоять бурным нападкам католических миссионеров и их последователей для искоренения чуждого армянам вероисповедания. На повестке дня стояла неотложная проблема сохранения независимости армяно-григорианской церкви и организации с этой целью единого фронта. Против католической интервенции должны были бороться, в первую очередь, просвещенные умы Восточной Армении, представители консервативного крыла, защищавшие традиции национальных обрядов. Шла непримиримая борьба между двумя древнейшими христианскими церквами.
С критикой миссионеров встали гладзорские ученые вардапеты и их питомцы. «Не будь Нчеци со своей школой, — справедливо замечает Г. Овсепян, — вопрос независимости армянской церкви в большей мере подвергся бы опасности».
Для ведения полемики по религиозным проблемам с доминиканским священником Варфоломеем Болонским в 1328 г. Есаи Нчеци отправил в Марагу одного из своих талантливых учеников — выпускника Гладзорского университета Ованнеса, уроженца деревни Крни Ернджакского гавара. Руководитель гладзорского учебного заведения дал указание убедить предводителя и прихожан, принявших под влиянием Варфоломея Болонского католичество, вернуться в лоно национальной церкви. Однако униторам удалось подкупом и шедрыми обещаниями привлечь посланника Гладзора на свою сторону. Ованнес Крнеци больше не возвратился в Вайоц дзор. Спустя некоторое время, он изложил свое Послание, в котором упоминает о том, как учась в школе известнейшего в Армении великого вардапета Есаи, после получения пастырского посоха из его рук...», прибыл в Марагу к доминиканскому священнику Варфоломею и решил «окончательно присоединиться к римской святой церкви». Вскоре сторонниками Ов. Крнеци стали вардапеты Mapгape Оцопци, Айрапет Ётнахпюрци, Ованнес Цуанци, Нерсес Тарсонаци, Аракел и Лал (согласно вардапету Гнелу: Исраел) Артазеци, Григор Апракунисци, Константин и Ованнес Кагызманци, которые, по мнению Ованнеса Крнеци, учитывая «ошибки нашей нации», приняли унию с римской церковью. Спустя некоторое время отреклись от родной церкви гладзорские вардапеты Симеон Хаченеци и Симеон Басенци, ставшие в 1330 г. членами Крнийской доминиканской конгрегации. После долгих колебаний к ним присоединился также известный писатель Ованнес Ерзнакаци (Цорцореци).
Униторы разными путями и способами, «даже в банях, на площадях, в давильнях и на дорогах» охотились за верующими, заставляя принять их католичество. Лично Овнан Крнеци не останавливался ни перед чем. С целью претворения в жизнь программы католизации он изучил латинский, а Варфоломея Болонского научил армянскому языку.
В 1333 г. скончался вождь униторов, оставив преемником Ованнеса Крнеци. Будучи настоятелем Крнийского монастыря, он вскоре отправил своим товарищам по учебе циркулярное письмо, состоящее из 19 пунктов, в котором постарался доказать преимущества римско-католической церкви, бесперспективность борьбы национального духовенства и светских феодалов Восточной Армении, в особенности интеллигенции.
Необузданным было поведение доминиканцев также в Киликии. Армянский царь Левон V и патриарх Акоб, проявившие по политическим соображениям терпимое отношение к миссионерам Рима, вынуждены были арестовать и изгнать из страны многих сторонников Ованнеса Крнеци и других униторов. И не случайно, что патриотически настроенные представители умственного труда называли Ованнеса Крнеци «корнем горечи, лютым», «Иудой среди учеников Христа».
В числе восточных епископов, борющихся против миссионеров папы Римского, особенно отличились сюникские предводители Ованнес Орбел и Степанос-Тарсаич. В одной из рукописей сохранена копия письма, адресованного на имя католикоса Костандина IV Ламбронаци (1322 — 1326) и подписанного наряду с Есаи Нчеци и Давидом Саснеци упомянутыми вождями сюникской епархии. Отрицательное отношение сюникского духовенства к унии было выражено еще в начале XIV столетия в ответном письме на Послание армянского патриарха Григора Анаварзеци (Мецкареци). В этой непримиримой борьбе особенно ярким выявляется образ Есаи Нчеци. Великий учитель беспощадно разоблачал всех «чуждых мыслителей», «бездверных ротозеев», «волков, представившихся в овечьей шкуре».
Направленная против униторов борьба еще более усилилась после смерти Есаи Нчеци, когда антиримское движение возглавил его прославленный ученик Ованнес Воротнеци.
Специалистами совершенно справедливо отмечено, что с целью отпора посягательствам римской-католической церкви и сохранения непорочности армянского традиционного вероисповедания между Гладзорским университетом и сюникским епископатом возникли тесное сотрудничество и нерасторжимый союз. Для преподавателей и слушателей сюникской высшей школы становилось все более ясным, что в основу религиозно-догматических споров и различных концепций вложены в конечном счете политические цели. Сохранение независимости армянской церкви и ее самоуправления на данном этапе было, бесспорно, прогрессивным актом, ибо, как показывает исторический опыт, при отсутствии политической независимости страны армянское духовенство, церковь выполняли функции политической власти.
Заслуги и патриотические деяния гладзорцев по достоинству оценены временем. Став на путь идеологической борьбы с униторами, они предвидели, что окончательной целью папы римского являлось не только расширение сфер влияния католической церкви, но и постепенная ассимиляция армянского народа, как это произошло 300 лет спустя с армянскими поселенцами Польши и других колоний, окончательно потерявших в результате насильственной (на вид безобидной) унии свою родную речь и национальную самобытность, оставив грядущим поколениям лишь немые памятники прошлого.
Обобщая вышеизложенное, можно прийти к следующим выводам:
1. В силу того положения, которое сумели занять Орбеляны и Прошяны в ильханстве, они могли и старались обеспечить политическую, а также социально-экономическую стабильность исторического Сюника. Вследствие положительных перемен из разоренных и опустошенных областей Армении в Сюникское нагорье переселялись многие видные представители армянской интеллигенции, организовавшие под сенью привилегированных и свободных от налогов монастырей и церквей новые культурно-просветительные очаги.
2. В 1282 г. благодаря стараниям крупного ученого вардапета Нерсеса Мшеци, прибывшего в Сюник из Тарона, была основана Гладзорская (Ахберц-ванкская) школа, превратившаяся в годы руководства Есаи Нчеци в ведущее высшее учебное заведение средневековой Армении. Покровителями Гладзорского университета были Прошяны и Орбеляны.
3. После смерти Есаи Нчеци, в результате неблагоприятной политической обстановки, Гладзорский университет прекратил свое существование, уступив место возникшим новым очагам культуры и письменности. Из подобных заведений прославилась Гермонская примонастырская школа, основанная выпускником Гладзорского университета, крупным вардапетом Тиратуром Киликеци. Это учебное заведение находилось в Ехегисском (Алаязском) ущелье и содержалось на средства Орбелянов. Предводители Гермонского монастыря сыграли весомую роль в перенесении в 1441 г. на родину (в Эчмиадзин) армянского патриаршего престола из Киликии.
4. Знаменитым очагом письменности XIV — XV вв. стал монастырь Спитакавор Аствацацин, попечителями которого были Прошяны, а затем и Орбеляны. Спитакавор Аствацацин прославился своими скрипториями при настоятеле Аваг-Тере. Здесь работали знаменитые художники и писатели Абраам, Закаре, Давид и многие другие.
5. В последней четверти XIV столетия благодаря стараниям крупных ученых Ованнеса Воротнеци и Григора Татеваци был открыт Татевский университет, продолживший лучшие традиции гладзорского научно-учебного центра. Покровителями Татевского университета были Орбеляны-Буртеляны, под властью которых находился Цхукский гавар Сюника.
6. В 1216 г. был основан вайоцдзорский монастырь Нораванк, ставший в годы правления митрополита Степаноса Орбеляна центром сюникской епархии. В результате обострения межфеодальных отношений шла ожесточенная борьба между нораванкским и татевским престолами. Она стихла лишь в годы правления Степаноса Орбеляна, когда оба епископата были вынуждены признать верховную власть новоизбранного сюникского митрополита, сохраняя, однако, за собой прежние права на частную собственность.
7. В 90-х годах XIII столетия блеснул своим талантом историка, поэта и политического деятеля митрополит Степанос Орбелян. Будучи родом из княжеской семьи Орбелянов, приемный сын «царя» Смбата получил блестящее образование в Татевской примонастырской школе и в Гладзорском университете у крупного ученого-педагога Нерсеса Мшеци. С юных лет став священнослужителем, Степанос Орбелян в течение 16 лет руководил сюникской епархией.
8. В творчестве Степаноса Орбеляна особое место занимает капитальный труд «История области Сисакан» (1299 г.), являющийся достоверным источником в области изучения социально-экономической и общественно-политической жизни страны эпохи развитого феодализма. Перу Степаноса Орбеляна принадлежали «Хроника», а также ряд писем религиозно-теоретического характера и другие сочинения, в том числе лирико-эпическая поэма «Плач...». В этом сочинении автор поэтическими приемами выразил идею освобождения родины от чужеземных захватчиков и восстановления государственной независимости Армении.
9. Использованные Степаносом Орбеляном первоисточники (исторические произведения армянских, грузинских и других авторов, лапидарные надписи, грамоты, купчие и т. д.) являются копиями подлинников. Написанное Степаносом Орбеляном «Послание восточноармянских предводителей к армянскому патриарху Григору Анаверзеци» — ценный исторический документ своего времени, сыгравший значительную роль в борьбе против экспансивных устремлений римско-католической иерократии.
10. Известными религиозно-культурными деятелями XIV века были Ованнес Орбел и Степанос-Тарсаич, которые, будучи крупными духовными феодалами, покровительствовали Гладзорскому университету, оказывая материальное содействие преподавателям и слушателям этого учебного заведения. Они вместе с гладзорцами вели непримиримую борьбу против католических миссионеров, проникших в Армению с целью католизации армянского населения. Четкая ориентация восточноармянского духовенства и ведущих феодалов была обусловлена политическими соображениями и в принципе оправдана, поскольку под видом благородных идей скрывалась опасность неизбежной ассимиляции потерявшего свою независимость нaрода.
Г.М. Григорян. Очерки истории Сюника IX-XV вв. Ереван, 1990