Господство Арабского халифата в Армении

В 30‐х годах VII века возник Арабский халифат — могущественное военно‐феодальное государство, в образовании которого большую роль сыграла новая религия — ислам. Во главе государства стоял халиф («преемник Мухаммеда»), который, являясь как светским, так и духовным владыкой, был наделён всей полнотой деспотической власти. В 630 – 640 гг. арабы нанесли сокрушительные удары Сасанидской державе и завоевали её. Их продвижение не смогли приостановить и византийцы. Византийская империя потеряла многие из подвластных ей стран и областей. Халифат, расширяясь, превращается в огромное государство, границы которого простираются от Памира до берегов Атлантического океана и от Кавказского хребта до Аравийского моря.

Осенью 640 года войска халифата впервые вторглись в Армению. Не встретив серьёзного сопротивления, они разорили многие районы Араратской долины, после кратковременной осады овладели городом Двином и с большой добычей и тысячами пленных повернули обратно. Весной 643 г. имело место новое нашествие. Спарапет Теодорос Рштуни со своей двухтысячной конницей, неожиданно напав на трёхтысячный арабский отряд, захвативший крепость Арцап в области Коговит, наголову разбил его и освободил множество пленных. Армянские гарнизоны и вооружённое население оказали героическое сопротивление врагу и отбросили его от подступов к крепостям Ереван и Нахчеван. Но и на этот раз завоевателям удалось занять ряд областей. В 650 году они в третий раз нападают на Армению, вновь достигают жизненного центра страны — Араратской равнины — и опять уходят с многочисленными пленными и добычей. Прокопий, командующий византийскими войсками, расположенными в Армении, трусливо отвергает предложение спарапета Теодороса Рштуни объединёнными силами выступить против халифата.

Чтобы спасти страну от разорения, армянские нахарары‐патриоты, пытаясь использовать соперничество Византии и халифата, прибегли к переговорам. Видный полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает в 652 г. выгодный для Армении договор, согласно которому Армения признаёт верховную власть Арабского халифата с условием, что три года страна будет свободна от уплаты налогов, в городах и крепостях не будет арабских гарнизонов и т. д. Несмотря на то, что договор этот часто нарушался, тем не менее, Армения в 660 – 680 гг. получила некоторую передышку — были восстановлены мир и внутренняя самостоятельность страны.

В конце VII века политическое положение Армении вновь ухудшается, она несколько раз подвергается новым нашествиям. В 698 г. арабский полководец Мухаммед ибн Мерван завоёвывает всю страну. Оставленный им в Армении правитель Абдулла продолжает уничтожать армянских нахараров и их конницу, а новый полководец Мухаммед бен Окбей жестоко подавляет восстание, вспыхнувшее в 703 г. под руководством Смбата Багратуни. Таким образом, в конце VII — начале VIII веков в Армении утвердилось господство Арабского халифата, продлившееся более полутора столетий.

С целью укрепления своей власти в завоёванных странах и максимального использования их экономического и военного потенциала халифат в начале VIII века осуществляет ряд административных реформ. Так было создано большое наместничество Арминия, в состав которого вошли Армения, Албания и Восточная Грузия с центром сперва в Двине, а впоследствии — в Партаве. Правитель Арминии — эмир, известный в армянских источниках под названием востикан, назначался из среды арабской знати и правил страной от имени халифа.

Со второй половины VIII века в важнейших городах и крепостях Армении — Двине, Арчеше, Карине, Тигранакерте и др. — халифат размещает крупные гарнизоны, а в окрестностях Двина, в Гохтне, в областях, расположенных к северу, северо‐востоку и западу от оз. Ван, и в других местностях поселяет кочевые племена, которые постепенно завладевают равнинными районами страны, вытесняя коренное население в горы. Вместе с тем, чтобы иметь опору в стране и вести успешную борьбу с Византией, халифат предоставляет армянской знати и духовенству некоторые привилегии. Вследствие этого в стране усиливаются княжеские роды Багратуни, Арцруни и Сюни, которые подчиняют своей власти всё новые области. Значительные привилегии были даны также армянскому католикосу.

В VIII веке налоговое бремя халифата становится более тяжёлым. Огромные военные расходы мировой державы, расточительная жизнь многолюдного двора халифа, многочисленные гарнизоны и административный аппарат, содержавшиеся в завоёванных странах, требовали колоссальных средств, бóльшая часть которых вымогалась у населения завоёванных стран в виде налогов и податей. Создаётся новая налоговая система, подымная подать заменяется подушным и земельным налогами, которые взимаются со всех подданных мужского пола в возрасте от 15 до 60 лет. Большинство налогов взималось деньгами, что в условиях натурального хозяйства ещё более ухудшало положение населения. В середине VIII века налогом облагались даже умершие, а в конце того же столетия и в начале IX века при Гарун‐аль‐Рашиде взимание налогов приняло характер открытого грабежа.

В VII – IX вв. тяжёлым было и положение западных армян, находившихся под властью Византийской империи. В VIII веке свободная сельская община в Западной Армении уже почти исчезла, крестьяне попали в зависимость от феодалов. Сохранялся рабский труд. Наравне со светскими феодалами, крупными землевладельцами стали халкидонитские монастыри, получившие от имперских властей много привилегий.

Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!