Нагорный Карабах в период Перестройки

20 февраля 1988 года на внеочередной сессии Областной Совет народных депутатов НКАО двадцатого созыва принял решение ходатайствовать о выводе Карабаха из состава Азербайджанской ССР и его включении в состав Армянской ССР. В то же время Совет НКАО обратился в Верховный Совет СССР за утверждением своего решение.

13 июня 1988 года Верховный Совет Азербайджанской ССР отклонил обращение Совета народных депутатов НКАО. После этого, 15-го июня 1988 года, Верховный Совет Армянской ССР одобрил ходатайство НКАО и обратился к советскому правительству с просьбой разрешить этот вопрос. В ответ на мирное требование Областного Совета Народных Депутатов обсудить и решить вопрос вывода НКАО из состава Азербайджанской ССР и включения его в состав Армянской ССР, что не являлось односторонним проявлением сепаратизма, а политическим процессом, начатым в полном соответствии с действующими законами СССР и нормами международного права, власти Азербайджанской ССР воспользовались неоднозначной позицией советского руководства для начала беспощадной медиа-кампании с целью дискредитации процесса и перевода его в русло межэтнического конфликта.

Впоследствии, с 1988-1992 гг., вместо того, чтобы попытаться найти мирное решение данного вопроса, на всей территории Азербайджана были спровоцированы насилие, массовые убийства и насильственная депортация армян.

В июля 1988 года Европейский Парламент принял резолюцию “О ситуации в Советской Армении”, в которой, “учитывая исторический статус автономного региона Нагорного Карабаха (80% которого составляют армяне) как части Армении, произвольным решением включенной в состав Азербайджана в 1923 году, а также массовые убийства армян в азербайджанском городе Сумгаит, имевшие место в феврале 1988 года”, осудил насилие против армян, происходящее на территории Азербайджана, и поддержал требование карабахских армян о воссоединении с Армянской Советской Социалистической Республикой. Европейский Парламент также призвал Верховный Совет СССР изучить компромиссные предложения армянских делегатов, предлагающих временно перевести Карабах под руководство центральной московской администрации, временно присоединить Карабах к РСФСР или перевести под юрисдикцию “президентской региональной администрации”.

18 июля 1988 года Верховный Совет СССР, ссылаясь на статью 78 Конституции СССР от 7 октября 1977 года (в которой запрещались какие-либо территориальные изменения в союзной республике без согласия последней), решил оставить НКАО в составе Азербайджанской ССР. Постановлением ЦК КПСС от 24 марта 1988 года и согласно дальнейшим исполнительным директивам правительства, был назначен уполномоченный представитель Москвы в НКАО.

Имея цель урегулировать создавшееся положение, 20 января 1989 года Верховный Совет создал в НКАО особый орган – Комитет особого управления (КОУ), подчинявшийся непосредственно высшим органам государственной власти СССР. Таким образом, центральное правительство подтвердило неспособность Азербайджана осуществлять формальный контроль над территорией НКАО. В результате все управление экономикой, местными органами власти, культурными и учебными заведениями НКАО было передано в ведение соответствующих органов РСФСР и Армянской ССР.

К концу 1989 года НКАО вышла из административного подчинения Азербайджана и де-факто – из состава Азербайджанской ССР. 19 июля 1989 года Сенат США принял резолюцию под названием “Содействие США мирному урегулированию нагорно-карабахской проблемы на основе волеизъявления народа Советской Армении”.

Летом 1989 года уполномоченные представители народа Нагорного Карабаха сформировали Национальный Совет. 19 ноября 1989 года Сенат США в своей совместной резолюции № 178, заявил о своей поддержке справедливого решения нагорно-карабахской проблемы. “…Ввиду того, что 80% армянского большинства, проживающего в Нагорно-Карабахской Автономной Области, выражает право на самоопределение и свободу выбора (…) содействовать в ходе двусторонних обсуждений с Советским Союзом справедливому урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, которое действительно отражало бы взгляды народа этой области”.

28 ноября 1989 года Верховный Совет СССР упразднил Комитет особого управления НКАО, а 15 января 1990 года решил заменить его на “Республиканский оргкомитет” (оргком) Азербайджанской ССР. 1 декабря 1989 года Верховный Совет Армянской ССР принял резолюцию, призывающую к воссоединению Армянской ССР и Нагорно-Карабахской Автономной Области.

23 ноября 1991 года Верховный Совет Республики Азербайджан, уже провозгласившей свою независимость от СССР, принял закон “Об упразднении Нагорно-Карабахской Автономной Области”. Закон также предписывал переименование некоторых армянских городов, в том числе Степанакерта, что являлось нарушением международной практики, поскольку в подобных случаях требуется выяснение мнения местного населения через референдум. Таким образом, своими действиями Азербайджан нарушил собственный закон от 16 июня 1981 года, принятый для регулирования отношений между Азербайджанской ССР и НКАО. Данный закон также запрещал нарушение границ НКАО без согласия последней.

28-го ноября 1991 года Комитет конституционного надзора СССР признал неконституционным постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года “О мерах по стабилизации обстановки в НКАО”, равно как и решение Азербайджана от 23 ноября 1991 года об упразднении НКАО. Также было отменено постановление Верховного Совета Армянской ССР от 1 декабря 1989 года “О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха”. Таким образом, это решение восстановило статус Нагорного Карабаха, каким он был до 1988 года.

Нагорный Карабах. Правовые аспекты. Шаген Авакян. Ереван 2014

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!