Расстрелянные святыни Нагорного Карабаха

В 1988-1989 гг. верующие Нагорного Карабаха стали своими силами восстанавливать пустовавшие до того церкви. В период существования в НКАО Комитета особого управления (КОУ) во главе с крупным советским руководителем-промышленником Аркадием Вольским, назначенным Кремлем фактическим наместником Москвы в Карабахе, вопрос об официальной передаче верующим ряда закрытых в 1920-1930-х гг. храмов, казалось, получил поддержку на государственном уровне. В начале 1990 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР (советско-партийная инстанция, призванная контролировать религиозные конфессии и общины бывшего СССР) санкционировал передачу верующим Карабаха шести храмов, в том числе и уже упоминавшихся выше храмов Амарас и Гандзасар.

Однако с роспуском в начале 1990 г. комитета Вольского и введением в Карабахе чрезвычайного, - а фактически военного - положения, руководство Азербайджана развязало настоящую кампанию террора против армян Карабаха. Нападения на села и автотранспорт, угоны скота, поджоги, наконец, захваты людей в заложники и их убийства стали повседневной действительностью жизни горного края. Акты вандализма были направлены и против духовных и культурных ценностей карабахских армян. Вот что писала, например, в постоянной рубрике «Противостояние продолжается» областная газета «Советский Карабах» в номере от 20 мая 1990 г.: «Азербайджанские вооруженные бандформирования не прекращают зверства в долине Амараса. После разгрома и разграбления расположенных здесь хозяйственных построек... 18-19 мая объектом их злодейства стал монастырь Амарас. Приведя с собой всю необходимую для разрушения технику, вплоть до автокрана, преступники средь бела дня разбили двери и окна монастыря, украли мебель, похитили монастырскую казну». Следует отметить, что ранее были осквернены и подожжены армянские церкви в Кировабаде, в ходе погромов в ноябре-декабре 1988 года, и в Баку, в январе 1990 года. А в декабре 1989-го большая толпа азербайджанцев осквернила церковь Казанчецоц (Храм Христа Спасителя) в Шуше.

Был снесен главный купол, частично восстановленный в ходе начавшейся во второй половине 1980-х реставрации храма, разбиты, украдены фигуры ангелов и крест с церковной колокольни… Газета «Советский Карабах», чей корреспондент, как и многие тысячи жителей соседних армянских сел, мог воочию наблюдать происходившее с противоположной стороны ущелья, свидетельствовала. «21 декабря 1989 года в 18 часов в городе Шуше, перед зданием райкома партии по инициативе местного отделения Народного фронта Азербайджана состоялся несанкционированный митинг. В этом антиармянском митинге приняло участие более 5 тысяч человек… По окончании митинга толпа численностью в 2-3 тысячи человек двинулась в сторону армянской церкви Казанчецоц. Варвары, поднявшись на купол церкви, подожгли деревянные конструкции каркаса».

Между прочим, в том же материале газета задавалась вполне логичным вопросом: «Интересно, чем заняты районные правоохранительные органы и дислоцированные в районе подразделения внутренних войск?». Таким образом, очевидно, что введенные еще весной 1988 года в НКАО части и подразделения внутренних войск МВД СССР фактически бездействовали, когда речь шла о защите прав, имущества и культурного наследия армянского большинства автономной области. В то же время советские внутренние войска, направленные Кремлем в Карабах, выполняли функции оккупационной армии, призванной не защитить безопасность граждан, а силой подчинить народ края репрессивной власти Баку. Террор со стороны войск, направленный против гражданского населения, вскоре распространился и на духовную жизнь карабахских христиан.

Вот лишь один из примеров действий советских войск МВД и азербайджанской милиции того периода, рассказанный главным редактором московского журнала «Столица» Андреем Мальгиным: «8 сентября жители сел Сос и Мачкалашен торжественно открыли храм - Амарасскую церковь. А на следующий день около 8 часов вечера в храм ворвались военнослужащие, учинили в нем разгром, осквернили его, угрожая священнику. Мне тут же об этом сообщили, я связался с военным комендантом района Фоменко и попросил немедленно обеспечить охрану храма. Он отказался это сделать!»

Католикос всех армян Вазген Первый направил 14 сентября 1990 года телеграмму Президенту СССР Михаилу Горбачеву, в которой, в частности, говорилось: «...В воскресенье, девятого сентября, армянский монастырь Амарас, основанный в четвертом веке, после совершения торжественной литургии, дважды подвергся нападению со стороны группы людей, одетых в военную форму, открывших огонь по стенам монастыря, повергая в ужас духовнослужителей и безоружных сторожей. В опасности опять наши вновь открытые монастыри и церкви, а также жизни духовнослужителей. Мы обращаемся к Вам с нашими тяжелыми переживаниями, надеясь еще, что Ваш высокий авторитет, сила закона, право наций на самоопределение и взятие Нагорного Карабаха под президентскую власть положат конец трагедии армян этой автономной области. Чаша терпения бесправных армян давно переполнена, и они готовы умереть свободными, нежели жить в рабстве, как герои Фермопил, Валми и Куликова...»

Тем временем, по указанию из ЦК КПСС, 21 ноября 1990 года Совет по делам религий при Совмине СССР отменил свое предыдущее решение о передаче двух наиболее известных храмов Карабаха Гандзасар и Амарас христианам Арцаха. Это было сделано по требованию Совмина АзССР, который ранее обратился в Совет по делам религий при Совмине СССР с требованием отменить «принятые в нарушение суверенитета республики решения Совета» по вопросу «передачи памятников истории и культуры Азербайджана» и усиленно лоббировал в Москве вопрос отмены решения о передаче храмов карабахским верующим. Напомним читателю, что это произошло в то время, когда в СССР так много говорилось о правах верующих, а в других регионах страны массово передавали церкви ранее закрытые, недействующие храмы.

Однако в Нагорном Карабахе, подвергавшемся блокаде и тотальному террору со стороны Азербайджана и Кремля, разговоры о правах человека, в том числе о свободе совести, были просто пустым звуком. По иронии судьбы, фамилия партийного чиновника, руководившего Советом по делам религий и выполнявшего волю Баку и ЦК КПСС о лишении верующих Карабаха храмов, была... Христораднов! «Как я оцениваю позицию Совета по делам религий? Христораднов, который является председателем этого совета – партийный функционер, назначенный на это место, – сказал в интервью московской газете «Армянский вестник» народный депутат СССР от НКАО Борис Дадамян. - Партийный функционер подписывает документы не сообразно исторической справедливости, а поддерживая линию партии в конкретный политический момент. Вы же не будете отрицать, что дискриминация армянского народа осуществляется не только Советом по делам религий, но и ЦК КПСС.

Сам Президент занимается этой неблагодарной деятельностью». А вот некоторые цитаты из откликов ряда деятелей религии и культуры бывшего СССР на отчуждение карабахских армян от их наиболее известных духовных святынь. Отец Иозеф Гунчага, помощник настоятеля костела св. Людовика в Москве: «Мне кажется, что идет психологическая война против христианства в этих краях, чтобы сделать их жизнь более трудной, а в духовном смысле, может быть, и невозможной... Я слышал, что в Карабахе долгое время не было христианских храмов, но были мечети, и я боюсь, что если эти храмы попадут в руки врагов христианства, то могут быть уничтожены». Клара Халлик, народный депутат СССР, ведущий научный сотрудник Института философии, социологии и права Академии наук Эстонии, бывший член Комиссии ВС СССР по Нагорному Карабаху: «Решение Совета по делам религий – это попытка прибавить к уже существующему в регионе противостоянию новый конфликт, уже на конфессиональном уровне, что крайне безответственно, просто провокационно в политическом отношении.

Это - посягательство на самые святые права людей, попытка унизить армянское население Нагорного Карабаха. Похоже, что те, кто принял столь провокационное решение, уверены, что нынешнее – фактически военное положение в Нагорном Карабахе будет продолжаться до бесконечности... Это грубое оскорбление религиозных чувств армянского, то есть христианского населения. Попытка лишить армян Нагорного Карабаха их святынь настолько вопиюща и беспрецедентна, что и не нуждается в особых комментариях».

Александр Огородников, председатель Христианско-Демократического Союза (ХДС) России: «Беспрецедентное решение, которое кроме как возбуждения религиозной розни, ненависти, ничего иного не принесет... Отдали на растерзание армянскую национальную святыню в ситуации, когда армянский народ Карабаха борется за право жить на своей скромной территории... Это удар, посягающий на веру, это духовный геноцид армян, как продолжение геноцида». Однако этот геноцид продолжался. Пользуясь Советской армией как собственным карательным корпусом с молчаливого согласия Москвы, Азербайджан в апреле-августе 1991 года начал силами союзных войск и республиканского МВД операцию по депортации армян из Карабаха.

В ходе операции, получившей название «Кольцо», было изгнано население 24 сел Ханларского, Шаумянского, Шушинского и Гадрутского районов Нагорного Карабаха. Сотни людей были убиты и ранены, тысячи ограблены и изгнаны из своих домов, а их села были разграблены, опустошены и отданы переселенцам-азербайджанцам для последующего заселения. В ходе военных акций против мирных жителей судьбу последних разделили и их храмы. 1 мая 1991 г. в ходе погрома и депортации Советской армией, внутренними войсками и отрядами ОМОН Азербайджана армянских сел Геташен и Мартунашен Ханларского района выстрелами прямой наводкой из танковых орудий уничтожена расположенная близ села Геташен церковь монастыря Егникасар (Оленья гора) VIII века.

В Гадрутском районе Карабаха, в депортированных армянских селах были разрушены и осквернены церкви: в селе Доланлар - церковь Сурб Аствацацин XIX века; в селе Хандзадзор - церковь Сурб Ованес, 1698 г. постройки; в селе Баназур - церковь Сурб Аствацацин; в селе Цамдзор - церковь XVII века; в селе Аракел (Аракюль) - церковь Мариам Аствацацин, построенная в 1902-1907 гг. (один из наиболее известных в Арцахе памятников поздней, современной церковной архитектуры). В указанных селах, а также в населенных пунктах Цор, Джраберд, Караглух, Арпагядук, Бинятлу, Джилан, Спитакашен, Петросашен осквернены кладбища, хачкары (крест-камни) и ряд других памятников. В июле-сентябре 1991 года в занятых частями Советской армии и МВД Азербайджанской ССР селах Манашид, Эркеч и Бузлух Шаумянского района были осквернены и разрушены расположенные в этих селах средневековые церкви, отреставрированные на средства местных жителей в 1990-1991 гг.

После провала в августе 1991 года коммунистического путча в СССР ситуация в Нагорном Карабахе стала меняться. Советская Армия и внутренние войска постепенно прекратили свое вмешательство в конфликт между Нагорным Карабахом и Азербайджаном на стороне последнего. В Карабахе были воссозданы органы власти, легализованы вооруженные отряды самообороны, провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР). В декабре 1991 года, на основании действовавшего тогда законодательства бывшего СССР в НКР был проведен всенародный референдум, в ходе которого подавляющая часть населения края высказалась за независимость от Азербайджана. Последний, сформировав собственные войска на базе дислоцированной в АзССР 4-й армии вооруженных сил СССР, начал войну против Карабаха. Эта война, как известно, продолжалась с осени 1991 года до мая 1994 года с переменным успехом.

8-9 мая 1992 г. карабахские силы самообороны штурмом взяли город Шушу. Сразу же после освобождения города началось восстановление храма Христа Спасителя (известного также как церковь Казанчецоц), в котором азербайджанские солдаты, обстреливавшие из Шуши Степанакерт, складировали боеприпасы для реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». Летом 1992 года азербайджанские войска оккупировали весь Шаумянский и почти две трети Мардакертского района НКР, подвергнув разрушению многочисленные населенные пункты, в том числе десятки церквей и кладбищ. И сегодня Шаумянский район остается под оккупацией; по имеющимся сведениям, в районе практически завершено разрушение армянских церквей и историко-культурных памятников.

Сильно пострадали храмы и иные памятники архитектуры в приграничных населенных пунктах Аскеранского, Гадрутского и Мартунинского районов НКР, подвергавшихся обстрелам азербайджанской артиллерии, авианалетам. Некоторые из этих сел оказались в зоне боев, временно находились под азербайджанской оккупацией, сопровождавшейся повальным разрушением зданий, культовых сооружений, осквернением кладбищ. В ходе боевых действий азербайджанские войска регулярно подвергали ракетно-бомбовым и артиллерийским ударам города и села края; удары целенаправленно наносились и по храмам. Например, летом 1992 года бомбардировке 500-килограммовыми бомбами с боевых самолетов подвергся храм Гандзасар, - был разрушен ряд строений храмового комплекса, лишь по воле Божьей сам храм не пострадал.

Невозможно еще точно подсчитать размер ущерба, который понесли материальные памятники христианской армянской культуры Карабаха в ходе навязанной Азербайджаном войны. Шаумянский район НКР полностью, а Мардакертский и Мартунинский НКР - частично все еще оккупированы войсками Азербайджана. Ясно одно, - потери эти огромны и во многом невосполнимы. Мало сведений об армянских храмах и иных памятниках материальной культуры в Северном Арцахе, откуда армянское население было изгнано еще в 1988-1990 гг. По данным исследователя армянской архитектуры Самвела Карапетяна, в 2006 году в селе Чирагидзор Дашкесанского района была разрушена церковь Святой Богоматери, а в 2007 году в селах Мирзик и Восканапат Ханларского района были полностью разрушены армянские церкви XVII века.

Ведь на протяжении всех последних лет властями Азербайджанской Республики уничтожались все следы материальной культуры исконных хозяев этих территорий - армян. Не кто иной, как сам президент АР Ильхам Алиев, выступая с речью по случаю 60-летия азербайджанской Академии наук, заявил: «Армяне, являясь гостями, появившимися в Карабахе в 70-х годах XIX века, не имеют исторических прав на территории Нагорного Карабаха». А поскольку сами древние армянские храмы являются доказательством абсурдности подобных заявлений, они подлежат варварскому уничтожению.

При этом поражает цинизм и бездействие европейских структур в связи с варварскими актами азербайджанской стороны. Так с 1998 года началось уничтожение крупного средневекового армянского кладбища в нахичеванской Джульфе (Джуге), где к тому времени еще насчитывалось около 3000 хачкаров и несколько часовен. Вандализм возобновился в 2003 году, а вопрос необходимости сохранения старинного кладбища неоднократно поднимался неправительственными организациями перед ЮНЕСКО и Советом Европы. В декабре 2005 года это армянское кладбище было окончательно разрушено силами местного гарнизона, а на его месте построено стрельбище. По требованию Республики Армения подкомитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по вопросам культуры принял решение о направлении в регион миссии по оценке состояния памятников культуры.

В распоряжение ПАСЕ были предоставлены фото и видеоматериалы о разрушении всемирно известного своими хачкарами кладбища Джульфы, сделанные с сопредельной территории Ирана. Первоначально визит докладчика подкомитета Эдварда О’Хара был запланирован на май 2006 года, однако затем сроки визита миссии переносились на осень 2006 г., весну и лето 2007 года. К июлю 2008 года, когда работа над этой книгой завершалась, «культуртрегеры» из ПАСЕ так и не добрались до региона. Они увязли в дипломатической переписке с официальным Баку, чьи капризы и ответные требования каждый раз являются поводом для очередного откладывания в долгий ящик визита миссии. Наконец, еще один яркий, совсем свежий пример попытки отчуждения азербайджанскими «учеными» армянских храмов от их создателей, - на этот раз уже в третьей стране.

В июле 2008 года, по представлению властей Исламской Республики Иран, Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО включил в список объектов этого наследия три армянских монастыря на северо-востоке Ирана. Факт, этот, кстати, наглядно демонстрирует, что уважение к культурному наследию соседей является категорией нравственной и вовсе не зависит от конфессиональных различий. Вскоре после известия о включении армянских монастырей в Иране в список всемирного наследия азербайджанские и армянские СМИ сообщили, что азербайджанские ученые и МИД этой страны готовят… протест в ЮНЕСКО, пытаясь «объяснить» миру, что монастыри, дескать, вовсе не армянские.

Так, вопреки общеизвестным фактам известная своими фальсификациями вышеупомянутая Фарида Мамедова голословно заявила: «Сами эти три монастырских ансамбля не могут, строго говоря, считаться армянскими. Эти ансамбли в свое время были возведены сирийцами, выселенными из Малой Азии». А кандидат наук Лятифа Мамедова, и вовсе выдала: «Конечно же, все это полная ерунда. Я считаю, что в данном случае мы имеем дело с очередными происками международного армянского лобби, не более того».

Мелик-Шахназаров А.А. Нагорный Карабах: факты против лжи. М., 2009. 

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!