Коротко охарактеризуем организационное состояние движения в Нагорном Карабахе к началу 1990 года. В результате деятельности режима чрезвычайного положения вся активность Движения перешла в формы разрозненного силового сопротивления режиму и политике азербайджанских властей по изменению демографической ситуации в области.
Проявился и другой вектор: пресечение сотрудничества армянского населения с режимом и гражданское неповиновение. Важным обстоятельством было то, что все действия осуществлялись разрозненно активистами Движения, без какой-либо координации и общей программы. Соответственно, большой эффективности в сопротивлении проводимой политике объективно быть не могло. Кроме того, существование аморфной политической ситуации в Армении в указанный период, а также блокада путей сообщения с Арменией, фактически, оставили Движение в Нагорном Карабахе наедине со своей внутренней потенцией.
Такова была ситуация, в которой появление любого организованного элемента могло иметь поворотное влияние на ход событий. Таким элементом стало появление на политической арене партии АРФ Дашнакцутюн. Деятельность партии АРФ Дашнакцутюн в контексте Карабахского движения является одним из важнейших аспектов. На наш взгляд, она требует отдельного рассмотрения, поскольку вопрос становления военного сопротивления в Нагорном Карабахе и окончательный отход Карабахского движения от форм мирной борьбы в сторону борьбы за независимость не может найти ответа без правильного определения места деятельности АРФД в период 1990-93 гг.
Этой национальной организации в интересующий нас период суждено было сыграть специфическую роль. На наш взгляд, деятельность АРФД оказалась ценной не только в силу того, что эта партия внесла незаменимый вклад в становление военного сопротивления. Больший интерес представляет объективное обстоятельство превращения АРФД в катализатора сложного и противоречивого процесса становления самостоятельной военно-политической структуры в Нагорном Карабахе. Проблема в том, что утверждение идеи независимости и становление военного сопротивления в Нагорном Карабахе неотделимо от единого комплекса социально-политических процессов в Армении и армянской диаспоре. Невозможно однозначно определить начало и конец получивших становление в масштабах всей армянской действительности политических и военных феноменов. Что больше влияло на эту реальность – война или политика, определить трудно. Можно лишь оценить результаты такого взаимного сплетения. В этом смысле примечательным обстоятельством является сам период вхождения АРФД на политическую арену, который можно квалифицировать как период организационного вакуума в условиях карательного военного режима в Нагорном Карабахе в начале 1990 года.
Необходимо отметить, что до этого периода АРФД в Армении, по существу, находилась в роли пассивного созерцателя Карабахского движения, лишь посредством своих командированных сотрудников составлявшего представление о характере процессов и о политических деятелях-активистах движения. Вся активность партии проходила в армянской диаспоре в организации массовых акций в поддержку требований карабахцев.
Официальное объявление о начале открытой деятельности на территории Армении Бюро АРФД сделало 8 августа 1990 года, когда в Ереване было открыто представительство партии. Однако, к этому времени уже активно действовали ее организационные ячейки в Армении и Нагорном Карабахе, интенсивное становление которых происходило в первой половине года. В частности, в Нагорном Карабахе действовали первые отряды самообороны, организованные и вооруженные АРФД.
Совсем скоро, после разворачивания активной деятельности партии в Армении и Нагорном Карабахе, стало очевидно, что АРФД вступила на «историческую родину» как организация, не приемлющая позиций лидеров Карабахского движения и, соответственно, курса нового руководства Армении. Партия усматривала свои собственные пути в этом движении, и в 1990 году, как показало время, такая ее позиция имела реальные шансы на самоутверждение.
Сам характер тактики разворачивания деятельности на территории Армении и Нагорного Карабаха делает очевидными позиции и представления руководства АРФД в тот период. Активно работая в период социально-политического кризиса января-августа 1990 года, в том числе, имея большие возможности в деле приобретения вооружения, АРФД открыто заявила о себе лишь после победы Армянского Общенационального Движения на первых парламентских выборах в Армении. Таким образом, АРФД показала, что старательно избегала вмешательства во внутриполитические процессы в Армении, не ставила задачи влияния на управленческую структуру Движения и участия в борьбе за власть в Армении. Данный аспект поведения АРФД примечателен тем, что период вхождения партии в политические процессы в Армении характеризовался наличием в стране полного хаоса, когда ни одна из политических сил не только не имела полного контроля над процессами, но и достаточной поддержки народа.
Можно было ожидать, что АРФД возьмет курс на руководство Движением в Армении и на включение в процесс борьбы за власть. Казалось, поле для такой деятельности было открыто. И, тем не менее, АРФД объявила приоритетным для себя курс на организацию военного сопротивления в Нагорном Карабахе, тщательно изолировавшись от внутриполитических проблем Армении.
В указанном нами заявлении Бюро партии от 8 августа приведена следующая мотивировка начала ее активизации: «Учитывая настоящее положение Армянской республики, особенно, угрожающие Арцаху опасности и императивы нынешнего этапа национально-освободительной борьбы ...». Так или иначе, факт отказа от активной роли во внутриполитических процессах в Армении в пользу организации военного сопротивления в Нагорном Карабахе стал определяющим параметром деятельности АРФД в начале ее утверждения на родине.
Последующее, ровно через год, активное включение партии в борьбу за власть в Армении делает еще более интересным феномен первичного подхода АРФД к ситуации 1990 года. Похоже, эта партия не считала возможной борьбу за власть с коммунистическим режимом в Армении. Одновременно, она считала возможной вооруженную национально-освободительную войну против того же коммунистического режима уже на территории Азербайджана. Такой подход и определил строго специфическую роль партии в политических процессах того периода.
Так или иначе, в Нагорном Карабахе первой базовой ячейкой АРФД стала действовавшая здесь ранее группа молодых активистов, объединённых программой социалистического толка, преследующих цель воссоединение НКАО с Арменией. Контакт состоялся с представителем этой группы, уже известным нам Аркадием Карапетяном, к тому времени уже имевшим отношения с представителями АРФД. Данная группа пыталась издавать свой печатный орган ещё в 1989 году, держась в стороне от активных действий лидеров Движения. Никакого особого влияния она не имела до тех пор, пока АРФД не стала предпринимать активные усилия на территории Нагорного Карабаха. Здесь надо сразу же отметить, что развертывание АРФД деятельности в Нагорном Карабахе сразу же создало проблему в ее отношениях с руководством Армении. Поначалу возникла идейная полемика. Партия к этому времени уже имела опыт конфликтной ситуации с АОД (на учредительном съезде АОД представителей АРФД не было). Конфликт стал более ощутимым в сентябре 1990 года. 5 сентября в телепрограмме «Լրաբեր» (Лрабер) ответственный орган АРФД обратился к армянскому народу с призывом подняться на защиту Арцаха.
В ответ на это постоянная комиссия Верховного совета Армении по утверждению государственной независимости сделала заявление, в котором в резкой форме утверждалось, что «обращение партии противоречит политическому курсу властей Армении ... Вновь основанный в Армении орган партии Дашнакцутюн берет на себя такую ответственность, на которую ему никто не давал права».
В данном заявлении впервые проявилась позиция руководства Армении по отношению к деятельности АРФД: эта деятельность признавалась неприемлемой. Пожалуй, именно в этот период впервые интересы двух политических сил пришли в соприкосновение, и отнюдь не случайно, что это произошло по отношению к проблеме Нагорного Карабаха. Как показало время, указанной полемикой было положено начало непримиримому противоборству на последующие годы.
В условиях Нагорного Карабаха партийная форма реорганизации структуры Движения нашла большую поддержку в силу невозможности деятельности какой-либо иной единой общекарабахской структуры и в силу эффективности присущих АРФД конспиративных методов деятельности. Одновременно, в Нагорном Карабахе сложились условия для масштабного распространения исповедуемой АРФД идеи организации вооружённого сопротивления.
Кадровый состав партии резко отличался в Армении и Нагорном Карабахе. Если первыми членами АРФД в Нагорном Карабахе стали наиболее видные члены Движения, то в Армении контингент партии, в основном, состоял из оппозиционно настроенных к АОД деятелей. Можно сказать, что в Нагорном Карабахе базой партии стало само Карабахское движение. Последнее обстоятельство является крайне важным. Как показало время, подобный кадровый состав не только превратил карабахский отдел АРФД в мощную политическую единицу, но и стал головной болью для высшего руководства этой партии. Попросту, данное руководство быстро осознало, что имеет мало рычагов влияния на своих карабахских партийцев. Традиционные уставные положения АРФД также ограничивали возможности влияния на решения карабахцев. Поначалу все сказанное имело мало значения. Как показала практика, в период вступления на политическую арену АРФД имела реальные перспективы обладания финансовыми возможностями и допуском к каналам современного автоматического стрелкового оружия и его транспортировки в Армению и Нагорный Карабах. Это обстоятельство придавало особую значимость партии в течение первого года её деятельности.
Вплоть до начала 1991 года деятельность АРФД заключалась в формировании своей структуры и организации вооружённых отрядов в Нагорном Карабахе. Организационная структура АРФД обрела реальное влияние на ситуацию, когда членами руководящих органов стали некоторые наиболее влиятельные активисты Движения и когда появились первые финансовые, материальные вливания и оружие. В Степанакерте была организована благотворительная организация Союз армянской помощи - в качестве местного представительства дашнакской всемирной благотворительной организации. Это легализовало доставку питания, одежды и медикаментов на территорию Нагорного Карабаха. Реальным стимулом расширения партийной структуры стала возможность организации и вооружения отрядов. Весомость этого обстоятельства была тем более значимой в связи с тем, что новое руководство Армении вплоть до осени 1991 года не обладало серьезными возможностями для поставок оружия в Нагорный Карабах (возможно, оно сознательно дистанцировалось от этой задачи). Соответственно, организация партийной структуры в Нагорном Карабахе определила одно важнейшее обстоятельство: появился феномен дифференциации в рядах карабахских активистов Движения - выделились сторонники руководства Армении и члены партии АРФД. В соответствии с этим определились две ветви Движения: одна представляла структуру данной партии, другая – группу сторонников руководства Армении в Степанакерте, вкупе с чиновничеством действовавшей структуры исполнительной власти НКАО.
Произошла и некоторая «территориальная» дифференциация Движения. Второе обстоятельство связано исключительно со спецификой действий АРФД в вопросах организации системы безопасности. Дело в том, что, исходя из требований безопасности, организация вооружённых отрядов происходила, преимущественно, по трем раздельным направлениям:
– Зона Северного Арцаха (Шаумянский и Ханларский районы Азербайджанской ССР);
– НКАО в целом;
– Группа армянских сёл в анклаве Бердадзор (Шушинский район НКАО).
В организационном плане все три зоны по отдельности выходили на представителей АРФД в Ереване и снабжались отдельно. Прямые контакты между ними долго не развивались. Все это потом сказалось на политическом облике Нагорного Карабаха. Вплоть до осени 1991 года АРФД представляла собой единственно дееспособную военно-политическую силу, и ее действия стали доминантными в политической жизни Нагорного Карабаха. И, как мы убедимся позже, все важнейшие события 1990-93 годов уходили своими корнями в принципы заложенных в 1990-ом году взаимоотношений двух важнейших политических сил в армянской действительности – правящей в Армении АОД и АРФД.
В этом плане особый интерес представляет вопрос организации высшего управления Движением в Нагорном Карабахе на тот период. Данный вопрос был разрешён путём организации в Степанакерте, с момента утверждения там режима особого положения, взявшего на себя принятие всех решений конспиративно действовавшего Координационного совета. Этот совет был учрежден в результате совместного решения членов руководящего органа местной партийной организации АРФД и сторонников руководства Армении в Степанакерте.
Членами совета являлись Роберт Кочарян, Серж Саркисян, Жанна Галстян, Георгий Петросян, Валерий Балаян. Последние трое были членами правления местного комитета АРФД. Наличие Координационного совета позволило объединить усилия обеих ветвей Движения, а также упростить связи, как с руководством Армении, так и с действующей структурой исполнительной власти в НКАО. Любые разногласия исключались.
Здесь уместно подробно остановиться на аспекте становления военного сопротивления в условиях режима чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе. Это вопрос, представляющий особый интерес в рамках нашего исследования. В условиях полной блокады путей сообщения, а также тотального контроля над армянским населением области со стороны войск МВД СССР, процесс становления вооружённого сопротивления являл собой уникальный феномен. Любая попытка изучить его требует глубокого проникновения в механизмы обеспечения этого процесса.
Естественно, что ответ на столь деликатный вопрос можно найти лишь посредством признания факта наличия сложного политического интереса Союзного центра в регионе. Интереса, определившего характер деятельности войск МВД СССР в Нагорном Карабахе. Без учёта фактора политики дать какое-либо логичное объяснение деятельности режима невозможно. СССР агонизировал, и это обстоятельство должно было напрямую отражаться на действиях установленного на территории Нагорного Карабаха военного режима. Помочь нам понять такой сложный вопрос может оценка некоторых трудно оспоримых фактов, имевших место в период режима чрезвычайного положения.
На всём протяжении срока действия режима в Нагорный Карабах беспрепятственно поступали оружие и боеприпасы воздушным путём. Одновременно, существуют неопровержимые доказательства наличия достаточной информированности режима о местонахождении и количестве поступавшего оружия. Это обстоятельство позволяет предположить, что деятельность режима чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе, помимо программы подавления антиконституционных стремлений армянского населения, естественно, должна была предполагать и программу защиты этого населения, в форме попустительства организации вооружённого сопротивления Азербайджану. Вооруженные отряды азербайджанской милиции открыто допускались в любые точки Нагорного Карабаха.
Войск союзного МВД на этой же территории было недостаточно. Азербайджанские отряды могли сдерживаться только при наличии угрозы со стороны населения Нагорного Карабаха. Такая программа режима, в комплексе, была способна не только обеспечить относительную «стабильность», но и обеспечить эффективный контроль Союзного Центра над всеми сторонами конфликта.
Заданная режимом чрезвычайного положения атмосфера определяла «правила игры» для всех. Приведенные выше доводы позволяют нам расширить взгляд на процесс становления военного сопротивления в Нагорном Карабахе и правильнее определить роли каждой из участвовавших в этом процессе политических сторон. Эти роли ярко проявили себя в мае 1991 года, когда режим перешёл к открытой депортации армянских сёл Нагорного Карабаха. Этот период можно охарактеризовать как начало открытых военных действий армянского населения в форме партизанской войны.
С целью выявления специфики военных действий этого периода целесообразно коротко обрисовать картину комплексной военной активности за предшествовавший ему период второй половины 1990 – начала 1991 года. Мы указывали, что впервые автоматическое оружие было применено азербайджанскими отрядами при нападении на село Манашид Шаумянского района 12 января 1990 года. Здесь же состоялось первое открытое сопротивление армянских отрядов в присутствии войск МВД СССР.
15-16 января 1990 года состоялось наступление азербайджанских отрядов на село Азат Ханларского района. 23 октября вооруженные азербайджанцы напали на село Ин Шен в анклаве Бердадзор Шушинского района. Инцидент был исчерпан 25 октября с помощью военных. 18 ноября азербайджанцы вновь предприняли наступление на села Ин Шен и Ехцаог в Бердадзоре. Наступление было отбито действиями армянских ополченцев.
Вооружённые действия в армянских сёлах Шаумянского и Ханларского районов, а также в сёлах анклава Бердадзор в Шушинском районе, являлись вооружённой защитой от карательных акций азербайджанской милиции и нападений боевиков. В этих зонах организация обороны осуществлялась преимущественно силами отрядов АРФД. В Степанакерте и других районах концентрированного давления режима осуществлялись действия в форме конкретных акций, направленных на решение конкретной задачи. Такими задачами были: недопущение незаконного строительства в азербайджанских поселениях, действия против азербайджанских вооружённых отрядов милиции, акции против азербайджанских автоколонн, а также невооружённые акции против административного засилья властей. Вооружённые действия проводились всеобщими усилиями, без разделения по партийному признаку. Специальных открытых выступлений против войск МВД СССР не зафиксировано.
Первым значительным военным актом на территории НКАО с применением автоматического оружия стал конфликт войск МВД с вооруженным отрядом в ущелье реки Тер-Тер в трех километрах западнее села Гетаван Мартакертского района 11 июля 1990 года. Масштабный бой охраны автоколонны с наступавшим отрядом выявил серьезность угрозы нараставшего военного противостояния в Нагорном Карабахе. Указанный конфликт вызвал большой резонанс на политической арене СССР. Центральные власти искусно подняли шум вокруг с целью подготовки общественного мнения к изданию непопулярного указа «О запрете на создание вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР» от 25 июля 1990 года. (Общественность союзных республик усматривала в этом указе механизм подавления демократических движений на территории СССР).
Если говорить о количественной характеристике вооружённости отрядов самообороны в период до мая 1991 года, то, приблизительно, АРФД поставило в НКАО около 200 единиц автоматического оружия, в зону Северного Арцаха – около 150 единиц и в зону Бердадзора – 60 единиц. Несмотря на наличие некоторых поставок из других источников, арсенал АРФД составлял основной фонд вооружения карабахцев. Необходимо отметить, что отмеченное количество оружия для данного периода представляло в качественном отношении внушительную силу и позволяло полностью сохранять силовой баланс с отрядами милиции и боевиков Азербайджана.
Ситуация качественно изменилась в период депортации армянских сел Нагорного Карабаха в мае 1991 года. За период с 30 апреля по 17 мая в результате проведения операции «Кольцо» были депортированы села Геташен и Мартунашен Ханларского района, четыре села Бердадзора и десять сёл Гадрутского района.
30 апреля подразделения Советской армии и азербайджанской милиции вошли в села Геташен и Мартунашен. 6-7 мая большинство жителей этих сел были на вертолетах вывезены в Степанакерт, а оставшиеся мужчины автобусами вывезены в Армению. 12 мая вооруженная азербайджанская милиция вторглась на территорию сел Доланлар и Аракюль Гадрутского района. С 15 мая началась массовая депортация армянского населения из сел Гадрутского района и Бердадзорского подрайона.
Одновременно начались карательные акции войск МВД СССР против сел Горисского района Армении. 7 мая состоялась операция в селе Воскепар Ноемберянского района Армении. 10 мая войска разрушили село Паравакар Тавушского района Армении. В результате проведенных акций депортации и террора в селах Геташен и Мартунашен, а также в НКАО, погиб 41, ранено 70 человек, взято в заложники 335 человек. Двадцать сел были полностью опустошены. Депортировано около 5 тыс. человек.
Одновременно, на территории Армении в результате карательных акций было убито 14 милиционеров и 15 гражданских лиц. Более ста человек взято в заложники, большинство из которых вывезены на территорию Азербайджана. Данный период характерен тем, что впервые в поддержку военного сопротивления в Нагорном Карабахе выступили добровольческие отряды из Армении. Руководство Армении также проявило заметное беспокойство. Для контроля над ситуацией в Нагорном Карабахе и за деятельностью добровольческих отрядов в начале июля в Ереване был организован Оперативный штаб по Нагорному Карабаху под руководством советника президента Ашота Манучаряна. В условиях отсутствия оборонного ведомства и собственного вооружения деятельность подобного органа выглядела крайне эффективной, тем более, что в него входили и представители АРФД. Это, в частности, доказывает, что в указанный период в вопросе поддержания вооружённого сопротивления в Нагорном Карабахе значительных разногласий между АРФД и руководством Армении не существовало.
Параллельно с деятельностью Оперативного штаба самостоятельную деятельность развернул Комитет обороны под руководством Ваана Ширханяна. Комитет занялся вопросами координации деятельности добровольческих отрядов. Деятельность комитета курировал Вазген Саркисян (в статусе председателя постоянной комиссии по обороне Верховного совета Армении).
После короткого перерыва 5июля 1991 года поднялась новая волна насилия и депортаций уже против армянских сел Шаумянского района. Указанные акции последовали непосредственно после указа президента СССР «Об отмене чрезвычайного положения в Шаумянском и Джебраильском районах Азербайджанской ССР» от 4 июля 1991 года, согласно которому предусматривалось вывести войска МВД СССР с территории Шаумянского района. На сей раз угроза нависла над селами Манашид, Бузлух и Эркедж. В Шаумянский район 5 июля была направлена делегация депутатов ВС Армении (Е.Абгарян, А.Багдасарян и С.Айвазян), но главным образом сюда начали перебрасываться добровольцы.
Упорное сопротивление армянских отрядов на время задержало депортацию данных сел, но, тем не менее, 14 -17 июля защитники были вынуждены оставить села. На очереди было наиболее крупное село района – Вериншен. Тем не менее, с этого момента обозначился поворот как в процессе репрессий против армянских сел, так и в характере вооруженного сопротивления. Без сомнения можно утверждать, что начавшийся 5 июля процесс депортации сёл Шаумянского района был остановлен совместными действиями десанта добровольцев из Армении и местным отрядом вооруженных дашнаков. При этом, действия эти выражались в открытом вооружённом сопротивлении действиям поддерживавшейся советскими войсками азербайджанской милиции.
Определённое воздействие на жёсткую политику властей Азербайджана оказала и военная акция на границе Армении с Лачинским районом Азербайджана. В ночь на 22 июля 1991 года произошло вооруженное нападение на летние пастбища вблизи поселка Минкенд в Лачинском районе. В то время союзные средства массовой информации сообщили о действиях «геташенских мстителей» и о начале партизанской войны на территории депортированных сел Нагорного Карабаха. Качественное превалирование открытых военных действий организованных отрядов является второй чертой периода депортаций. С этого времени принявшее форму партизанской войны на территориях депортированных сёл военное сопротивление полностью легализировалось.
В июле 1991 года вооружённые отряды добровольцев высадились в горных массивах Мартакертского и Гадрутского районов. Здесь были организованы лагеря, личный состав которых осуществлял действия в поддержку местных партизанских отрядов. Лето и осень 1991 года ознаменовались перерастанием партизанской войны в открытую борьбу против присутствия отрядов азербайджанской милиции на территории Нагорного Карабаха. В десятых числах августа состоялась попытка вооруженного освобождения села Хандзадзор Гадрутского района. 14 августа армянские отряды разоружили и взяли в заложники отряд войск МВД СССР в селе Атерк Мартакертского района. Это был первый акт открытого выступления против войск союзного Центра.
В ночь с 10 на 11 сентября ракетному обстрелу подвергся поселок Ходжалу Аскеранского района, где располагалась крупная база азербайджанской милиции. 14-17 сентября армянские отряды освободили депортированные села Манашид, Бузлух и Эркедж Шаумянского района. Возможность проведения подобных акций была непосредственно связана с резким изменением политического климата в регионе в связи с событиями 19 августа 1991 года в Москве. Начало распада СССР и коммунистического режима парализовали режим чрезвычайного положения в НКАО. Хотя войска МВД СССР продолжали оставаться в Нагорном Карабахе, но деятельность их коренным образом изменилась. Провозглашение демократических принципов в России и осуждение многих высокопоставленных чинов бывшего СССР, непосредственно виновных в организации депортации армянских сёл Нагорного Карабаха, подорвали основы режима в регионе.
Войска МВД СССР взяли принцип невмешательства в военные действия сторон конфликта. В этих условиях сложилась ситуация военного и организационного преимущества армян Нагорного Карабаха над военным присутствием Азербайджана. Поражение Азербайджана на этом этапе и крах политики подавления были неминуемы. Изменение военного положения трансформировало внутриполитическую атмосферу в Нагорном Карабахе. 31 октября, в присутствии гарнизона войск МВД СССР, армянские силы вытеснили отряд азербайджанской милиции из азербайджанской части поселка Тог Гадрутского района, тем самым обозначив перелом в военном балансе между карабахскими отрядами и азербайджанской милицией. Однако эта операция обозначила и факт резкого изменения параметров политической ситуации, положившего начало качественно новому внутриполитическому противостоянию в Армении и Нагорном Карабахе. На этом обстоятельстве необходимо остановиться подробнее.
Однако, перед тем как перейти к анализу этих новых взаимоотношений, укажем, что исследуемый временной интервал мая-октября 1991 года предполагает отдельное рассмотрение ещё двух важных аспектов, характеризующих специфику деятельности руководства Движением уже в политической сфере. Фактом является то, что партизанское движение началось в крайне противоречивой политической ситуации. Первый аспект касается одной из наиболее принципиальных проблем в истории Карабахского движения указанного периода, а именно - политической инициативы полномочных представителей НКАО от 16 мая 1990 года и решения руководства Движения о направлении делегации в Баку с предложением о начале переговоров.
В результате двухмесячных разборок вокруг этой инициативы, 20 июля 1991 года на основе данного решения делегация в составе шести человек во главе с председателем исполкома НКАО Леонардом Петросяном посетила Баку и имела встречу с главой Азербайджана Аязом Муталибовым. Однако с 16 мая по 20 июля многое изменилось. Чтобы получить наглядное представление о политической ситуации этого периода, необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что период, лежащий между актом массовой депортации армянских сёл и провозглашением Нагорного Карабаха отдельной республикой 2 сентября 1991 года, стал фазой противостояния сторонников вооружённого сопротивления Азербайджану появившемуся политическому течению за сотрудничество с Азербайджаном на основе конституции последнего.
Около двух месяцев в Карабахском движении происходило два ярко выраженных параллельных процесса, охвативших не только Нагорный Карабах, но и Армению. Массовая депортация карабахских сёл в мае 1991 года вызвала волну отчаяния в Карабахском движении, в результате чего был взят курс на отказ от сопротивления и начало сотрудничества с Азербайджаном. 16 мая в Степанакерте собрание полномочных представителей НКАО приняло заявление, в котором объявлялось, что «во избежание дальнейшего кровопролития ... НКАО остается приверженной конституционным порядкам...». В документе выражалась готовность «на основе переговоров всех вовлеченных в конфликт сторон пересмотреть антиконституционные решения, принятые по НКАО». На основе этого решения 29 июня от имени населения области было направлено письмо президенту СССР М.Горбачеву с планом восстановления конституционного порядка в области.
Инициатива карабахцев не вызвала особого резонанса. Однако она резко повысила внутриполитическое напряжение в Армении. Группа депутатов вышла с инициативой в Верховный совет Армении с предложением принять постановление о признании борьбы армянского народа в Нагорном Карабахе национально-освободительным движением.
В дни начала новой волны депортаций уже на территории Шаумянского района сессия Верховного совета Армении обратилась к проблеме наметившихся антагонистических тенденций в армянской общественно-политической среде, выраженных в политической инициативе карабахцев и в указанном предложении депутатов парламента Армении.
16 июля 1991 года, в результате острых дебатов, было принято заявление в поддержку политической инициативы полномочных представителей Нагорного Карабаха. Консенсус вокруг этого вопроса привёл к конкретному решению о направлении делегаций в Баку и в Москву. На короткий период установилось состояние политической неопределённости. Со стороны Москвы никакой реакции на предложения карабахцев не наблюдалось. В Баку же, как оказалось позже, ждали от карабахцев конкретных шагов.
Таким образом, формально был взят курс на отказ от конфронтации. По крайней мере, иных видимых тенденций в политической жизни не наблюдалось. Однако неопределённость быстро вылилась в сосуществование двух взаимоисключающих процессов. Именно в этот период начались партизанские действия на территориях депортированных сёл в Гадрутском и Шаумянском районах. Партизанское движение набирало силу, превращаясь в открытый фронт против вооруженного присутствия азербайджанцев в Нагорном Карабахе.
Параллельно, с первыми выступлениями вооруженных отрядов, местные власти готовили население области к участию в выборах президента Азербайджана. 8 августа в Степанакерте на состоявшемся в Облисполкоме совещании с участием руководителей всех уровней было сочтено возможным участие населения области в выборах президента Азербайджана, назначенных на 8 сентября. Один из процессов должен был стать доминантным. И им стало вооружённое сопротивление. Полное молчание Баку и Москвы на предложения карабахцев привело к тому, что «дипломатия примирения» не получила продолжения. Гибель 10 августа одного из активных сторонников этой дипломатии в Нагорном Карабахе Валерия Григоряна, ставшего жертвой террористического акта, положила ей конец.
Мы склонны оценивать решение о «примирении» как акт отчаяния, а решение о направлении делегаций – как вынужденный тактический шаг Движения. Конечно, не все воспринимали это решение в качестве тактического шага. Многие видели в курсе на отказ от конфронтации реальную возможность урегулирования ситуации. В любом случае, позиция АРФД, выступившей в пользу решения о «примирении» (два члена АРФД – Георгий Петросян и Максим Мирзоян - возглавляли делегацию, направленную в Москву с указанным предложением о восстановлении конституционных порядков), а с другой стороны ставшей авангардом партизанской войны, свидетельствует о том, что, по крайней мере, для этой партии идея военного сопротивления не имела альтернативы.
Позиция АРФД в данном деликатном эпизоде Карабахского движения позволяет сделать заключение о настрое ее рядов на последовательное утверждение курса вооружённой национальной борьбы в Нагорном Карабахе. Вместе с тем, менялись и политические ориентиры АРФД, впрочем, как и правящего в Армении АОД. Ярче всего последнее обстоятельство проявилось в период формирования Нагорно-Карабахской республики (НКР). Состоявшееся в Степанакерте 2 сентября 1991 года собрание депутатов всех уровней от НКАО и Шаумянского района подтвердило факт готовности АОД и АРФД к компромиссам.
Обозначившаяся после «путча» 19 августа 1991 года в Москве атмосфера дезинтеграции СССР, а также возникновение в Армении курса на независимость сказались и на подходах руководства Армении к идее воссоединения Нагорного Карабаха с Арменией. В политическом обиходе появилась идея формирования самостоятельной республики в Нагорном Карабахе. Видимо, уже в этот период назревала идея провозглашения независимости Армении без Нагорного Карабаха. По крайней мере, никаких разговоров о независимости Нагорного Карабаха в тот период не обсуждалось.
Данное решение, предполагавшее дальнейший отход от важнейшего для АРФД курса на воссоединение НКАО с Арменией, исходило не от этой партии, но, всё же, было поддержано ею. И дело было не только в том, что такое решение окончательно утверждало в Движении курс на полный переход к методам вооружённой национально-освободительной борьбы. АРФД привлекал этот политический шаг и в том смысле, что провозглашение НКР впервые актуализировало политическую проблему Шаумянского района. Напомним, что до этого времени проблема Шаумянского района выпадала из рамок политических процессов и дипломатии. Однако, в вопросе формирования НКР компромисс между АОД и АРФД был налицо именно в вопросе участия Шаумянского района в формировании НКР.
Казалось, рациональное отношение АОД и АРФД к столь сложным проблемам должно было исключить какие-либо серьезные разногласия в дальнейшем. Однако, атмосфера взаимопонимания проявляла в дальнейшем себя крайне противоречиво. Чтобы пояснить сказанное, вернемся к обозначенному выше акту освобождения села Тог 31 октября 1991 года. Это и есть требующий особого внимания второй аспект ситуации. Уникальностью этого эпизода в истории взаимоотношений руководства Армении и АРФД является то, что после данной операции изменился баланс в каналах по снабжению Нагорного Карабаха стрелковым оружием. Это был период свёртывания возможностей АРФД в приобретении оружия. И, наоборот, 270 единиц автоматического оружия новейшего образца (система
АК-74), приобретенные военными отрядами Нагорного Карабаха, имели иной источник поступления. Но вся тонкость ситуации была в том, что это оружие было передано не сторонникам АОД в Нагорном Карабахе, а военному руководству АРФД. Мало того, все задействованные в военных делах деятели (начиная от Вазгена Саркисяна, Роберта Кочаряна и др.), были целенаправленно оттеснены от возможностей контроля над этой новой партией оружия. Пожалуй, описываемый эпизод является одной из самых глубоких тайн периода становления военного сопротивления в НКР.
Мы можем взять на себя смелость утверждать, что именно с этого момента в недрах военной структуры НКР и Армении сформировался очаг недовольства высшим политическим руководством Армении. По крайней мере, дальнейшие события очень скоро проявили факт наличия «сепаратных» договоренностей и политической линии некоторых лиц в Армении и НКР. Эта линия очень скоро положила конец любому компромиссу между руководством Армении и АРФД. Более того, она определила характер многих последующих деструктивных политических процессов в Армении и НКР. Можно даже утверждать, что в этот период были заложены специфические традиции борьбы за власть, определившие сущность политической системы Армении.
А пока, вместе с изменением внутренних параметров ситуации в НКР, интенсивно менялись и внешние. Ноябрь 1991 года стал началом реального процесса структуризации регулярных военных отрядов в Нагорном Карабахе. Появились первые регулярные роты в Степанакерте, положившие начало регулярной армии. Закономерным результатом стало принятие решения Исполкома НКР, объявившего присутствие на территории НКР любых военизированных формирований, за исключением войск МВД СССР и частей МО СССР, незаконным, и создавшего комитет самообороны НКР. Курс на сотрудничество с Азербайджаном был исчерпан.
Качественное изменение в этот процесс внес факт вывода из Нагорного Карабаха войск МВД бывшего СССР, который произошёл после проведения референдума о независимости НКР 10 декабря 1991 года. Оставив часть стрелкового оружия, войска бросили Нагорный Карабах на произвол судьбы.
Здесь начался новый период в истории Карабахского движения. Он характеризовался следующими тенденциями:
– началом формирования единой политической структуры и перехода Карабахского движения в государственную форму;
– временным политическим первенством АРФД (победой Дашнакцутюн на выборах в первый Верховный совет НКР);
– одновременным падением роли АРФД в организации и снабжении военного сопротивления в Нагорном Карабахе;
– усилением влияния руководства Армении в Нагорном Карабахе;
– усилением антагонизма между АРФД и руководством Армении;
– формированием единой армии;
– актуализацией вопроса власти в НКР;
– актуализацией проблемы взаимоотношений Нагорного Карабаха и Армении.
В этот период появилась проблема испытания АРФД на политическом поприще и проблема становления государственной власти в НКР. Эти проблемы, в комплексе с вопросом взаимоотношений политических сил в обществе Армении, представляют наибольший интерес в данном исследовании, поскольку пути их разрешения имели решающее значение для становления карабахского фактора на межнациональном и международном уровнях. Поэтому мы считаем целесообразным их отдельное подробное рассмотрение.
Манвел Саркисян. Нагорный Карабах: война и политика (1990-1993 гг.), АЦСНИ, Ереван, 2010 г.