Армянская Церковь в IV веке

Святой Григорий управлял Армянской Церковью в продолжение четверти века, проводя все необходимые мероприятия, чтобы сообщить ей законченную и прочную организацию. Ему мы обязаны составлением канонов, которые носят его имя; ему приписывают также проповеди, и к его времени относятся некоторые дисциплинарные и литургические установления. Он основал около четырехсот епископских и архиепископских епархий для духовного управления Арменией и окрестными странами. Он стоял во главе обращения Грузии, Каспийской Албании и Атропатены, куда он посылал духовных лиц. Он умер в момент созыва Никейского собора в 325 году.

Его преемниками были сыновья; сначала младший, который был холостым, Святой Аристакес (325–333), затем старший, Святой Вртанес (333–341), который был женат. Он имел преемником своего собственного сына Святого Иусика (345–347). Сохранение патриархата за семейством Святого Григория было согласно с желаниями народа: или потому что он хотел этим почтить своего великого Просветителя, или потому что, сам того не зная, находился под влиянием языческого обычая. Отказ сыновей Иусика принять священство привел на патриарший престол Парена из Аштишата, дальнего родственника Григория Просветителя (348–352). Вскоре, однако, патриарший престол вернулся к прямым наследникам вследствие избрания Святого Нерсеса, внука Иусика (353–373). Но так как единственный сын последнего не достиг возраста, требуемого канонами, народ вышел из этого затруднения, призвав последовательно Шахака (373–377), Завена (377–381) и Аспиракеса (381–386), происходивших из священнической семьи Альбиануса, помогавшего Святому Григорию в его трудах по распространению Евангелия.

После этого патриаршее достоинство еще вернулось к семейству Григория в лице сына Нерсеса, Святого Саака (Исаака), который пробыл на патриаршем престоле с 387 по 439 год. Правда, точность хронологии патриархов IV века оспаривается новейшими историографами, но данные, послужившие нам для ее установления, являются результатом непосредственного изучения первоисточников.

Армянской Церкви IV века, хотя и организованной и иерархически и административно, недоставало, однако, самого необходимого элемента: перевода Библии и устава, написанных на армянском языке; армянин, лишенный азбуки, еще не мог запечатлеть письменно живое слово священных книг. Школьное обучение происходило на иностранных языках, а знаменитые школы Кесарии Каппадокийской и Эдессы Озроэнской были единственными очагами тогдашнего просвещения Армении. Греческий язык был в употреблении в кесарийской школе, куда тогда отправлялись ученики северных областей; сирийский язык господствовал в Эдессе, куда стекалась молодежь южных провинций.

Святой Григорий первый основал школы, во главе которых он должен был поставить иностранных учителей. Его преемники последовали этому примеру, но особенную жизнь в просветительные и благотворительные учреждения вдохнул Святой Нерсес. Несмотря на соединенные усилия Святого Григория и царя Трдата окончательно обратить в христианство Армению, языческий культ не исчез всецело из этой страны. В нагорных округах старые боги еще сохраняли свои алтари и своих служителей. Тщетно пытались патриархи искоренить древние обычаи. Они продолжали держаться вплоть до Святого Нерсеса, который нанес им решительный удар. Впрочем, следы их еще находили во времена Святого Саака.

Что особенно прочно держалось – это языческие нравы, продолжавшие царить в народе и в особенности во дворцах государей и сатрапов. Патриархи, рискуя навлечь на себя гнев гражданской власти, часто должны были расточать все свое пастырское рвение, чтобы бороться со злоупотреблениями и нравственными беззакониями этого общества, еще недостаточно цивилизованного христианством. Так, например, Святой Аристакес был умерщвлен сатрапом Цопкой (Софенес); Святой Вртанес вынужден был скрыться от преследований горцев Сима (Сасуна), подстрекаемых царицею; Святой Иусик испустил дух от бичевания царя Тирана, а Святой Даниил из Аштишата, которому предстояло избрание в патриархи, имел подобный же конец.

Но все эти гонения не охладили рвения Святых вождей Армянской Церкви. Об учении, которому следовали эти епископы церкви первых времен, не приходится говорить ничего нового; одни и те же догматы объединяли в IV веке всю христианскую церковь. Восток и Запад в области веры и милосердия находились в самом тесном общении. Главные ереси, возникшие в течение этого века на Востоке, были ереси Ария и Македона, осужденные соборами Никейским (325) и Константинопольским (381), решениям которых строго следовали армяне.

Святой Аристакес присутствовал на первом соборе; а на втором, если армяне и не имели представителей, они тем не менее сообразовались с буквой и духом его постановлений. Национальная армянская литургия, говорили мы, еще не была составлена за отсутствием азбуки и соответствующей литературы. Библия и уставы читались на греческом и сирийском языках, но так как народ этих двух языков не знал, то в самой церкви ему давали их устный перевод. При отправлении церковных служб находился особый класс переводчиков для устного перевода читаемых мест Священного Писания (Вердзаног), они объясняли обрядовые молитвы и обучали народ на его родном языке некоторым молитвам, заимствованным из псалмов и служб.

Если обратим внимание на различия, представляемые выражениями, принятыми для истолкования богослужебных псалмов и текста Писания, то различим два перевода: один, относящийся к IV столетию и приноровленный к народному пониманию, и другой, классический V века, сделанный по греческому тексту.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!