Хоть и архиепископ Саркис некоторое время оставался на должности епархиального предводителя Арцаха, со второй половины 1875 г., в течение восьми месяцев местоблюстителем в епархии был вардапет Геворг Суренянц. Когда он уехал из города Шуши, Синод Св. Эчмиадзина назначил вместо него вардапета Аристакеса Седракяна, при котором епархиальная и другие школы Арцаха пережили период подъема. Католикос Геворг IV патриаршьей энцикликой от 5 февраля 1877 г. наградил вардапета Аристакеса нагрудным крестом.

Как пишет Лео: “Чувствующий дух времени этот священослужитель, несмотря на свою ограниченную власть и нестабильное официальное положение, добивался смелых решений в области образования и имел исключительный успех. Он заложил основу широкого народного образования, утвердив епархиальную инспекцию… Время его местоблюстительства поистине является одним из блестящих периодов общественной жизни Шуши… Это был удивительный период, последовавший за русско-турецкой войной 1877—1878 гг… Армянский вопрос находился в центре того широкомасштабного движения, которое развернулось среди всего армянства…”.

Писатель Казарос Агаян, деятель просвещения Александр Иоаннисян, епархиальный инструктор Ованнес Тер-Григорян и многие другие находили поддержку вардапета Аристакеса. А в конце апреля 1880 г. он ушел в Эчмиадзин и больше не вернулся. Это было большим ударом, в частности, для школ города Шуши. В феврале 1881 г. во главе епархии был назначен вардапет Карапет Айвазян. Вокруг монастырских уделов периодически возникали споры, которые получили наиболее острый характер в 1877—1885 гг., когда проводились межевания в уделах монастырей Св. Акоб, Гандзасар и, частично, Хутаванк. Для расследования этого дела в Гандзасар прибыл юрист совета опекунов армянской епархиальной школы Арцаха.

Наряду с другими уделами, в качестве неоспоримой собственности суд утвердил то, что принадлежало монастырю Гандзасар. Епископ Макар Бархутарянц, исследуя архитектуру и лапидарные надписи Гандзасара, с болью отмечал, что морально и материально разрушался прекрасный монастырь, месяцами не совершалась литургия, поскольку там не было ни послушника, ни школы, ни представителя монашеской общины. Наряду с тяжелым состоянием монастырской жизни в Арцахской епархии, продолжало переживать тяжелые времена просветительское дело, которое не улучшилось также в последних десятилетиях XIX века.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009