Духовенство и целибат или безбрачие

Армянское духовенство разделяется на две весьма различные категории: регулярное (черное) духовенство, для которого обязателен целибат, и светское (белое), вступающее в брак. Последнее состоит исключительно из людей женатых и отцов семейства, живущих в миру. Вступление в брак есть непременное условие, предшествующее их посвящению в дьяконы. Овдовев, дьяконы и священники в случае желания вступить во второй брак должны расстричься, т. е. сложить с себя свой сан и выйти из рядов духовенства. Решившись на подобный шаг, они не навлекают на себя никакого порицания и их добропорядочность не терпит от этого никакого ущерба. Те же из духовных лиц, которые стремятся к вторичному браку или женятся на вдове, лишаются священнического сана. Обыкновенно посвящение следует, по меньшей мере, через годичный промежуток после женитьбы; посвящаемые бывают в возрасте от тридцати до пятидесяти лет. Исключения из этого правила редки. Функции женатого духовенства включают все, имеющее отношение к духовному руководству их паствы.

Это духовенство совершает таинства и ежедневно отправляет службу. Оно участвует в оказании помощи больным и бедным, совершает похоронный обряд и иные требы. У восточных армян обязательного ежедневного чтения требника и служения обедни не существует, ранняя обедня также не служится. Единственные должности, доступные для женатого духовенства? - это должность архипастыря, викария и члена советов. Женатый священник может замещать викария, если пост викария вакантный, но он не может домогаться докторской степени или быть возведенным в сан епископа, доступный для него в том только случае, если он, овдовев, вступит в ряды безбрачного духовенства. Хотя в наше время подобное ограничение узаконено, оно, тем не менее, лишено канонического значения и не имеет за собою давности, которая бы его освящала.

Если вникнуть в сущность епископской власти, она есть наиболее полное выражение священства, пекущегося о спасении душ, а между тем, так именно характеризуются обязанности, возложенные на женатого священника. Было время, когда епископы выбирались из среды архипастырей, которые тогда начинали носить название каханаяпет, то есть глава епархиальных священников, подобно тому, как авагерец (протоиерей) был главным среди священников известной Церкви. Ничто не препятствует тому, чтобы современный обычай, как он ни распространен, сменился бы нравами первобытной Церкви, и чтобы для женатого духовенства открыт был доступ к высшим духовным степеням. Народные массы от этого только выиграли бы, ибо женатое духовенство вышло бы из того состояния приниженности, которое ничем не оправдывается и происходит, главным образом, оттого, что ему прегражден путь к возвышению. При таких условиях лица с известным образованием, в общем, неохотно вступают на поприще священнослужителя, тягостное и не обещающее материальных выгод, равно как и удовлетворения высших запросов. В данное время священства домогаются только люди скромного звания и посредственные. Вот такова истина, и поэтому женатое духовенство на Востоке находится в приниженном состоянии. Само собою, подобный порядок вещей прежде всего отзывается на верующих. Чтобы уврачевать это зло, стоит только вернуться, думается нам, к древним каноническим постановлениям о наборе епископов из вышеназванных кадров. С открытием более торных путей ряды женатого духовенства стали бы пополняться людьми из более образованных классов общества. Это подняло бы значение духовных лиц в глазах паствы и сделало бы для них возможным выполнение своей миссии согласно потребностям века.

Безбрачное духовенство, главным образом, формируется внутри монастырей. Монастырские установления у армян не имеют ничего общего с системой монашеских орденов на Западе. Каждый армянский монастырь образует независимую общину. Члены его, добровольно подчинившиеся предписаниям канонического устава, нимало не связывают себя монашескими обетами. Время монахов-затворников и монахов-созерцателей миновало безвозвратно, и новейшие армянские монастыри не имеют иного назначения, кроме подготовки безбрачного духовенства к функциям священнослужения. Так, монастыри на озере Севан, а также Лим и Ктуц на озере Ван, некогда именовавшиеся пустынями, утратили свой характер созерцательности и преобразились в семинарии.

Духовенство, формирующееся в монастырях, посвящает себя исключительно проповедничеству и иерархическому служению. В его ведение не входит совершение таинств, исповеди и венчания; но присутствие его требуется для отправления служб, носящих более торжественный отпечаток. Различные степени, его образующие, это дьяконы, священники-монахи (иеромонахи), богословы (архимандриты), богословы, носящие высшую степень (протоархимандриты), епископы и высшие чины иерархии, как-то: архиепископы, патриархи и католикосы. Не принято допускать к служению женатых дьяконов как потому, что их содержание могло бы повести к осложнениям, так и во избежание возможности вдовства. Но в монастырях имеются безбрачные дьяконы, обыкновенно обязанные отбыть трехлетнее служение (иеродьяконы). Иеромонахи посвящаются, по меньшей мере, в возрасте двадцати двух лет, и тогда на них возлагают клобук (мантию, покрывающую голову и плечи), отличительный признак безбрачного духовенства.

Степени доктора соединяются с правом говорить проповеди после вручения докторского посоха, на котором изображены одна или две пары обвивающих друг друга змей с вызывающе закинутыми головками. Две степени этого сана подразделяются на степени, имеющие чисто литургическое значение: младший доктор носит четыре таких степени, а старший – десять, итак, в общем, четырнадцать степеней. Впрочем, они служат только тому, чтобы по мере увеличения степеней учащались гимны и чтения во время обряда посвящения или вручения посоха. Чтобы исполнять обязанности проповедника, обязательно иметь разрешение или согласие епархиального ординария (прелата).

Проповеди произносят, стоя на амвоне. Одни епископы пользуются правом говорить проповедь сидя. Иерархические должности епархий либо в обычном порядке, либо при временном замещении предназначены для безбрачного духовенства.

Могут записываться в этот разряд и вдовцы, до или после их посвящения. Возведение в достоинство епископа ныне исключительно предоставлено, как сказано выше, безбрачному духовенству. Оно одно имеет право носить посох и клобук. Впрочем, и женатым иереям ничто не препятствует получить докторский посох, если они обладают соответствующим образованием. В настоящее время они произносят проповеди, но всегда без посоха. Две степени доктора, принятые в Армянской Церкви, точно соответствуют степеням лиценциата и доктора богословия, присуждаемых в европейских университетах. Разница только в том, что Армянская Церковь присвоила им более религиозное значение. В силу этого с течением времени начали принимать в соображение не столько образовательный ценз постуланта, сколько выполняемые им функции. Ввиду требований, предъявляемых этими функциями, представители безбрачного духовенства придерживаются более строгой монашеской жизни, а также им не вменяется в обязанность жить в домах для священнослужителей.

Архиепископ Магакия Орманян. Армянская церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. 1913 год.

Читать еще по теме

Актуальное

Подпишитесь на наш телеграм-канал https://t.me/armeniansite.  Там пишем то, что на сайте иногда не публикуем!