Процесс развития и усложнения декора хачкаров в XI в. был очень интенсивным. Об этом говорят многочисленные хачкары в различных местах Армении, преимущественно в ее богатых монастырях. Трудность здесь состоит в том, что датированных хачкаров в пределах XI в. очень мало. Те, которые имеются, приобретают право для основных ориентировок. Прежде всего остановимся на очень своеобразной композиции, представленной двумя почти одинаковыми хачкарами в Ахпате, стоящими в притворе и в книгохранилище, с надписями, содержащими дату: 1004 г. и 1023 г.1 (рис. 17 и 18). Крест на обоих хачкарах заключен в гладкое обрамление, по которому и протянута надпись Композиция этих хачкаров представляет собой как бы разработку рассмотренного хачкара в Цахац-каре (рис. 20), типологически, может быть предшествующего этим хачкарам в Ахпате. Композиция хачкаров очень четкая и ясная. Декор сосредоточен в процветшей части, которая состоит из двух 3/4-ных полукружий, обращенных в противоположные стороны — вверх и симметрично вниз. Верхнее 3/4-ное полукружие (собственно процветшая часть креста) образовано плавно загибающимися и расширяющимися кверху листьями; глубокая резьба их создает сильную светотень, благодаря чему листья приобретают пластичность, чем очень напоминают полупальметты на хачкарах IX-X вв. Верхние концы листьев, обращенные к кресту, образуют наклонную прямую, идущую от основания 'креста к оконечностям боковых ветвей, как на хачкаре 996 г. из Норадуза (рис. 8). Но здесь рисунок крупнее, выполнен глубже и контрастнее. Точно такая же симметричная дуговидная фигура, примыкающая к первой, обращена книзу. Весь растительный декор хачкара, острый и лаконичный, пронизан единым строгим ритмом и очень эффектен.
Однако эта композиция не удержалась. Разработка ее пошла по иному пути: верхние части стилизованной листвы начали выпрямлять, им придали вертикальный рисунок, параллельный стволу креста, что еще больше способствовало геометричности декора. Нередко крайние верхние листья стали загибать в сторону креста, а концы всех их также выравнивать в одну линию, как на предыдущих хачкарах и на хачкаре 996 г. в Норадузе, сравнение с композицией которого ясно указывает на тенденцию их развития. Хачкары с вертикальной геометризованной листвой довольно многочисленны. Композиция их сложилась, несомненно, еще в XI в., но стала особенно популярной в XII и XIII вв., по крайней мере в северных районах Армении. На некоторых таких хачкарах мы остановимся.
Таков четко проработанный по композиции хачкар, вероятно, XI в., стоящий в притворе Ахпатского монастыря. Крест заключен в портал с полукруглым верхом и с парными полуколонками. Процветшая листва вертикально выпрямлена. Под крестом помещены две пальметки, расположенные горизонтально и обращенные в разные стороны. Ту же композицию с вертикальными листьями (верхние из них отогнуты), но более строгими и лаконичными, имеет другой хачкар (вероятно, XII в.) из ахпатского же притвора (рис. 19).
Два других аналогичных хачкара, поставленные в церкви Ованнеса в Цахац-каре, построенной в 1041 г. и, вероятно, одновременных ей, несколько сложнее (рис. 20). Они наделены новыми качествами, ранее не встречавшимися, — большей плотностью рисунка, почти неоставляющего свободной от декора плоскости, и еще одной особенностью — появлением широкого обрамления, состоящего из сплетенных между собой резных квадратов. В одном хачкаре их 25, они заполнены мелким плетением самого разнообразного, притом не повторяющегося рисунка, в другом их 23 и заполнены они в большинстве одинаково — обращенными в четыре стороны пальметками. Отметим, что орнамент этот в точности повторяет наличник окна Анийского собора (989-1001 гг.).
Схема декора самого креста, хотя в основном и удержалась, но крайне усложнилась. Крест окаймлен тройным жгутом, средняя часть которого — витая. Концы креста (почки) оформлены в виде тройных сплетенных узлов. Плоскость ветвей креста заполнена витым жгутом, на конце которого — пальметки (на одном хачкаре) или розетки (на другом). Процветшая листва, как бы подвешенная к нижнему концу креста, дана в виде двух широких полукружий, состоящих из четырех витых жгутов, переплетающихся (наподобие «сельджукской цепи») — на одном хачкаре, и трех витых жгутов с плетенкой между ними — на другом. Выше этих полукружий, отделенных горизонтальной полоской, на обоих хачкарах вертикально поднимаются геометризованные «стебли», переплетающиеся между собой ,(подобно «сельджукской цепи») и завершенные плодами в виде кружков. Под крестом на обоих хачкарах помещены горизонтально расположенные широкие пальметки, образованные витыми жгутами. Под пальметками вырезаны замкнутые орнаментальные фигуры: на первом хачкаре — квадрат со сложным плетением; на другом — круг с розеткой в середине. Наконец, верхние междукрестья на первом хачкаре заполнены опрокинутыми полупальметками, а на втором во всех междукрестьях в высоком рельефе изображены гроздь винограда и виноградный лист на толстом витом стебле.
Два других хачкара там же, в Цахац-каре, очень близки к описанным, отличаясь лишь деталями, например, наличием сердечек, помещенных на стволах одного из крестов, и восьмилопаточной аркой, под которой помещен такой же крест, как бы вырезанный из сплошного геометрического орнамента, разнообразные фигуры которого (трех видов) сплетены между собой. Но это не меняет композиции хачкаров. Они относятся также, вероятно, к XI в. Той же композиционной схеме следует и хачкар из Геташена, выполненный несколько грубовато.
Стела не имеет обрамления и плотно заполнена резьбой. Широкие ветви креста заканчиваются парой розеток. Процветшие стебли плавно загибаются кверху и склоняются к среднему стволу креста; кружки, которыми заканчиваются эти стебли, образуют строго вертикальную линию. Из верхнего конца креста произрастает лоза, с которой свешиваются массивные гроздья винограда, заполняющие верхние междукрестья. Данная композиция полностью воспроизводится на хачкарах следующего, XII столетия, она стала традиционной, что доказывают некоторые датированные хачкары, о которых речь ниже. Однако наметить рубеж, отделяющий хачкары XI и XII вв., большей частью очень трудно — пожалуй, лишь по степени усложненности рисунка, но и этим признаком не всегда можно руководствоваться.
Из более простых хачкаров XII в. отметим стелы в Ахпате и Одзуне. В Ахпате один из них, сравнительно простой, вставлен в стену колокольни, другой — стоит отдельно; три аналогичных хачкара поставлены рядом с церковью Анапат, три подобных хачкара (стоят в притворе) упомянуты выше. На всех этих хачкарах кресты помещены под полукруглой аркой, т. е. в портале, с узкими полуколонками (большей частью парными); оконечность крестов («почки») везде оформлены в виде тройных узлов. Под крестом большей частью помещены горизонтально расходящиеся пальметки, соединенные с нижним концом креста плетенкой. Внизу у всех хачкаров изображен стилобат.
Три прекрасно выполненных больших хачкара с той же декоративной композицией и относящиеся к XII или началу XIII в. стоят в Одзуне (т. е. в районе соседнем с Ахпатом) (рис. 21). Первый из них с надписью на козырьке, содержащей дату — 1206 г., — отличается отсутствием изображения стилобата, а пальметты под крестом даны в виде мелких ответвлений; на другом хачкаре нижние пальметты вообще отсутствуют, зато вверху в верхних междукрестьях помещены обращенные вниз «серьги» в виде широких пальметок, условно изображающих, вероятно, гроздья винограда. Архитектурная трактовка всех этих хачкаров, включенных в портал, ясно выражена. В дальнейшем эта же черта становится характерным элементом хачкаров. Третий, почти тождественный хачкар из Одзуна, отличается лишь отсутствием надписи. Очень близок к ним небольшой хачкар в Хотори.
В связи с той же серией хачкаров XI-XII вв. упомянем хачкар в Бюракане, воспроизводящий ту же схему композиции (рис. 22), отличающийся некоторой небрежностью выполнения. Хачкар имеет широкое обрамление с полукруглым верхом, заполненное плетенкой, а под расцветшей частью помещена горизонтально расположенная и как бы расплющенная пальметта, состоящая из четырех пар толстых прямых стеблей с кружками (плодами) на концах. Интересен своей архаичностью рисунок хачкара в Егварде; крест заключен в обрамление, украшенное врезными треугольниками, явно воспроизводящими резьбу по дереву, напоминая обрамление хачкара X-XI вв. в Цахац-каре. Под крестом изображен четырехступенчатый стилобат. По рисунку, воспроизводящему ту же схему (но грубее выполненному), близок хачкар в селе Уджан (Аштаракский р-н). Хачкар заключен в овальную раму, украшенную треугольниками, напоминающими орнамент на хачкаре в Егварде.
Выделяются своим крупным рисунком два почти одинаковых хачкара в Кечарисе, вероятно, XII в. (рис. 23). Листва здесь несколько склонена к стволу креста, а нижняя пара листьев чуть загнута. Обращают на себя внимание непропорционально большие «почки» и обрамление, состоящее из столь же непомерно больших звеньев «сельджукской цепи». То и другое нарушило гармоничность всего рисунка.
Встречаются хачкары, где пучки процветших стеблей в нижних междукрестьях схематизированы до предела и превращены в большие, отогнутые к краям хачкара слившиеся стебли, листья на которых условно обозначены рубцами. Имеется в виду хачкар из раскопок Н. Я. Марра в Ани: он обрамлен широкой плетенкой. По схематичности рисунка хачкар можно датировать временем не позднее XI в. Такова наиболее распространенная композиция хачкаров, сформировавшаяся в XI в. и полностью воспринятая мастерами следующего столетия. Наиболее характерной чертой хачкаров стала уплотненность и насыщенность декора. Рисунок нижней (процветшей) части креста приобрел геометрический характер, все более удаляясь от растительной формы. Орнаментальность и строгая графичность стали неотъемлемыми чертами декора. Вместе с тем все более и более усиливалась и развивалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, что создавало игру светотени. Расширилось и обрамление хачкаров, которое стали составлять из одного или двух вертикальных столбиков квадратных или прямоугольных фигур, сплетенных между собой по вертикали и горизонтали с орнаментальным заполнением (большей частью геометрическим) или с пальметками. Во многих хачкарах подчеркивалась их связь с архитектурной формой в виде ясно представленного портала, с полукруглым завершением, иногда многолопастным.
А.Л. Якобсон. Армянские Хачкары. Ереван, 1986