Гандзасарский католикос Ованнес в своем послании от 22 января 1783 г. от имени “армян Карабаха и Хамса” настоятельно просил Екатерину II взять под покровительство России многих христиан и, в частности, армян, страдающих от рук неверных. Екатерина II обещала “при удобном случае” поручить область Карабаха (Арцах), “состоящую из армян, национальному правлению и тем самым восстановить в Азии христианское государство”. Aрхиепископ Овсеп Аргутян в своем письме (август 1783 г.) Гандзасарскому католикосу Ованнесу и меликам Арцаха настоятельно заверял, что поход русского войска состоится и даже обсуждал закупочные цены на продовольствие для войска.

Известие о походе русского войска вселяло надежду на освобождение и у населения Еревана. Один из известных деятелей освободительного движения Степан Тер-Саакян или, как его называли, “Араратский посол”, осенью 1783 г. отправился в Арцах, где собирал сведения о военной силе меликов и в декабре сообщил русскому командованию, что в их распоряжении находится войско в составе 5000 человек, а также значительный резерв продовольствия.

Весной 1784 г. русские войска готовы были начать поход, однако по приказу Екатерины II вновь были возвращены назад. Из письма Гандзасарского католикоса Ованнеса, адресованного генералу Павлу Сергеевичу Потемкину, видно, что запаздывание ожидаемой помощи вызывало отчаяние среди армянского населения. Связь армянских патриотов Мадраса с армянской общиной в России, а также с меликами Арцаха и Гандзасарским католикосом не прервалась при Католикосе Всех Армян Гукасе I Карнеци (1780—1799), в духе времени приобретая оттенок крайней осторожности.

Ибрагим-хан под предлогом заключения мирного договора пригласил некоторых армянских меликов в захваченную им крепость Шуши и коварно арестовал их. Над монастырем Гандзасар нависла угроза грабежа и разрушения врагом, что было пресечено благодаря отваге армянских храбрецов. Спустя некоторое время Гандзасарский католикос Ованнес был убит по приказу коварного Ибрагим-хана. Монастырь Гандзасар подвергся разбою и грабежу со стороны банды Ибрагим-хана. На южной стороне притвора Гандзасарского монастыря находится надгробный камень с изображением жезла и эпитафией: “Это гробница Ованнеса, католикоса Алуанка, из рода Джалал Долы, 1786 г.”. Армянские мелики через тайных курьеров узнают, что полковник С.Д. Бурнашев во главе четырехтысячного русского войска движется в сторону Арцаха. Ибрагим-хан и его сообщники, также узнав об этом, с целью уничтожения улик, свидетельствующих об их преступлениях, решили во что бы то ни стало заполучить все бумаги (документы и рукописи) патриаршьего архива (дивана) и книгохранилища монастыря Гандзасар. Поэтому, с одной стороны, он собирал войско для противостояния возглавляемому Бурнашевым русскому войску, продвигающемуся в направлении Гандзака (в Утике) и Арцаха, а с другой стороны, послал военный отряд в Гандзасар, пытаясь похитить упомянутые документы.

Вскоре становится известно, что епископ Саркис со своими шестью братьями был арестован в Шуши. Ибрагим требовал дать ему официальные бумаги, касающиеся переписки армян и русских. Армянские храбрецы в тот же день вступили в Шуши, атаковали и предали огню резиденцию хана и освободили арестованных. В условиях опасности, нависшей над архивом-матенадараном (книгохранилище) монастыря Гандзасар, армянские мелики разделили все рукописи на три части и спрятали в разных местах. Часть рукописей и документов Гандзасара патриоты-мелики спрятали в пещере между Гандзасаром и Хутаванком, вторую часть — в подземной и неизвестной пещере Джраберда, а третью — вблизи монастыря Орека в гаваре Гюлистан. Судьба довольно богатого для того времени книгохранилища монастыря Сагмосаванк (в области Арагацотн) также является одним из примеров исчезновения хранившихся в армянских монастырях рукописей. Армянские силы обороны Арцаха в сражении в ущелье реки Трту наголову разбили разбойничье войско Ибрагим-хана, идущего на Гандзасар.

Эдуард Л. Даниелян. Гандзасарский монастырь. Богословский центр “Гандзасар”. Ереван, 2009